Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пильнинская средняя школа «Содружество»
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Утверждена
приказом директора
от 25.02.2025 г. №178/1 о.д.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Труд (технология)»
для обучающихся 3 класса
на 2024 - 2025 учебный год
р.п.Пильна, 2025 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ................................................................................ 3
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ………………………………………………...6
3. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ..................................................................................... 7
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .................................................................... 9
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
I.
Рабочая программа по учебному предмету «Труд (технология)»
составлена
на
основе
Федеральной
адаптированной
основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1),
утвержденной
приказом
Министерства
просвещения
России
от
24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR) и адресована обучающимся с
нарушением интеллекта с учетом реализации особых образовательных
потребностей.
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с нарушением
интеллекта с учетом реализации их особых образовательных потребностей,
а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Труд (технология)» относится к предметной
области «Технология» и является обязательной частью учебного плана. В
соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету
«Труд (технология)» в 3 классе рассчитана на 34 учебные недели и
составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
Адаптированная
основная
общеобразовательная
программа
определяет цель и задачи учебного предмета «Труд (технология)».
Цель обучения – всестороннее развитие личности обучающегося
младшего возраста с нарушением интеллекта в процессе формирования
трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному
обучению в старших классах.
Задачи обучения:
− формирование представлений о материальной культуре как продукте
творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
− формирование представлений о гармоничном единстве природного и
рукотворного мира и о месте в нём человека;
3
− расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических традициях в мире вещей;
− расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях
использования;
− формирование практических умений и навыков использования
различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;
− формирование интереса к разнообразным видам труда;
− развитие познавательных психических процессов (восприятия,
памяти, воображения, мышления, речи);
− развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение,
классификация, обобщение);
− развитие
сенсомоторных
процессов,
руки,
глазомера
через
формирование практических умений;
− развитие
регулятивной
структуры
деятельности
(включающей
целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов
деятельности в соответствии с поставленной целью);
− формирование информационной грамотности, умения работать с
различными источниками информации;
− формирование коммуникативной культуры, развитие активности,
целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и
развитие социально ценных качеств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Труд (технология)» в 3
классе определяет следующие задачи:
− формирование культуры труда (организация трудовой деятельности,
соблюдение техники безопасности, организация рабочего места, качество
изготовляемого изделия и, самое главное, отношение к труду);
− закрепление и расширение знаний о поделочных материалах (бумаге,
картоне, нитках, ткани, природных материалах), применяемых на уроках
ручного труда в 3 классе;
4
− ознакомление с более широким спектром новых поделочных
материалов (проволокой, металлом, древесиной и др.), их свойствами,
технологиями обработки;
− обучение трудовым действиям с новыми поделочными материалами
(проволокой, металлом, древесиной и др.),
− закрепление и совершенствование двигательных трудовых приемов
при работе колющими, режущими и измерительными инструментами;
− выработка устойчивости и качества общетрудовых умений и
навыков, полученных школьниками ранее (целеполагание, планирование,
контроль и оценка действий и результатов деятельности в соответствии с
поставленной целью);
− формирование представлений о видах труда близких к деятельности
столяра, переплетчика, слесаря, швеи и др. (усиление профессиональной
ориентации);
− осуществление
нравственного,
эстетического,
экологического
воспитания на уроках ручного труда;
− коррекция недостатков мыслительной и речевой деятельности,
повышение
познавательной
активности,
компенсация
недоразвития
эмоционально-волевой сферы и коррекция недоразвития мелкой моторики.
5
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
формирование
адекватных
представлений
о
собственных
возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение
начальными
навыками
адаптации
в
динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
развитие
этических
чувств,
проявление
доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей.
Предметные:
Минимальный уровень:
− знать правила организации рабочего места;
− знать
виды
трудовых
работ,
предусмотренные
содержанием
программы для третьего класса;
− знать названия и свойства поделочных материалов, используемых на
уроках ручного труда в третьем классе, правила их хранения и санитарногигиенические требования при работе с ними;
− знать названия инструментов и приспособлений, необходимых на
уроках ручного труда, их устройство, правила техники безопасной работы
колющими и режущими инструментами;
− знать технологические операции (разметка деталей, выделение
детали из заготовки; формообразование; сборка изделия; отделка изделия);
− знать приемы работы (разметки деталей по шаблону, с помощью
линейки; разрывания, отрывания резания; сминания, сгибания; склеивания,
сшивания, плетения, соединения деталей с помощью винта и гайки;
вышивания, аппликация).
− подготавливать свое рабочее место в зависимости от характера
выполняемой работы, рационально располагать инструменты, материалы и
6
приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте с
частичной помощью учителя и самостоятельно;
− разбирать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть
его признаки и свойства с частичной помощью учителя и самостоятельно;
− определять способы соединения деталей с частичной помощью
учителя и самостоятельно;
− составлять стандартный план работы по пунктам с опорой на
предметно-операционный
план
с
частичной
помощью
учителя
и
самостоятельно;
− работать с доступными материалами (с бумагой и картоном,
текстильными материалами, древесиной и проволокой).
− владеть некоторыми технологическими операциями и приемами
ручной обработки поделочных материалов с частичной помощью учителя
и самостоятельно.
Достаточный уровень:
− знать правила рациональной организации труда, включающей в себя
упорядоченность действий и самодисциплину;
− название инструментов и их устройство, правила обращения с ними
и рациональное использование их в том или ином виде работы;
− физические и художественно-выразительные свойства материалов, с
которыми работают на уроках ручного труда.
− самостоятельно находить необходимую для выполнения работы
информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
− работать
составлять
с
план
доступной
работы над
для
третьеклассников
изделием
с опорой
наглядностью:
на предметно-
операционные, графические планы, и действовать в соответствии с ними в
процессе изготовления изделия;
7
− самостоятельно
рассматривать
образец
несложного
изделия,
определять его признаки и свойства и планировать ход работы над
изделием;
− осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических
действий и корректировку хода практической работы;
− оценить свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на
образец);
устанавливать
причинно-следственные
связи
между
выполняемыми действиями и их результатами;
− выполнять общественные поручения по уборке класса после уроков
ручного труда.
8
III. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Учебный материал для третьего класса планируется с учетом
повторения, закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков,
полученных школьниками во втором классе. Особенностью обучения в
третьем классе является расширение спектра видов работы: «Работа с
проволокой»,
«Работа
металлоконструктором».
с
древесиной»,
Программный
«Работа
материал
с
металлом
направлен
и
на
формирование у обучающихся с нарушением интеллекта представлений о
видах труда близких к деятельности столяра, переплетчика, слесаря, швеи.
Отличительной особенностью обучения в третьем классе является
увеличение степени самостоятельности обучающихся. Анализ образцов
изделий предлагается проводить самостоятельно или с частичной
помощью учителя. В помощь детям при создании полного и отчетливого
образа будущего изделия не исключаются вспомогательные вопросы
учителя или сформулированные вопросы в учебнике. Продолжается работа
по выработке умений составления «стандартного плана работы» (разметка
детали, выделение детали из заготовки, формообразование, сборка
изделия, отделка изделия) с опорой на графические и предметнооперационные планы.
Обучающиеся с нарушением интеллекта ограничены в выборе
профессии,
поэтому
требуются
значительные
усилия
по
их
профессиональной ориентации. Начиная с третьего класса, усиливается
работа по формирование интереса именно к тем профессиям, обучение
которым организовано в каждой конкретной образовательной организации.
В связи с этим программой предусматривается организация и проведение
экскурсий в школьные мастерские.
9
Содержание разделов
№
Название раздела, темы
п/п
Количество
Контрольные
часов
работы
(кол-во)
1
Работа с природными материалами
8
-
2
Работа с бумагой и картоном
30
-
3
Работа с текстильными материалами
12
-
4
Работа с древесиной
6
-
5
Работа с проволокой
6
-
6
Работа с металлоконструктором
6
-
68
-
Итого:
10
№
Тема предмета
Кол-во
часов
IV.
Вводный урок.
Повторение учебного
материала 1 и 2
классов
1
2-3 Работа с природными
материалами.
Аппликация из
засушенных листьев
«Птица», «Слон»
1
1
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Программное содержание
Дифференциация видов деятельности обучающихся
Минимальный уровень
Знакомство с правилами
поведения и работы на
уроках труда.
Подготовка рабочего места и
содержания его в порядке.
Повторение видов ручного
труда,
поделочных
материалов и инструментов,
используемых
при
их
обработке.
Проведение
работы
с
учебником
и
рабочей
тетрадью
Рассказывают о правилах
поведения и работы на
уроках труда по вопросам
учителя.
Подготавливают
рабочее
место к работе и содержат
его в порядке.
Называют виды ручного
труда,
поделочные
материалы и инструменты,
используемые
при
их
обработке
по
вопросам
учителя
и
иллюстрации
учебника.
Работают с учебником и
рабочей тетрадью
Работа с природными материалами – 4 часа
Повторение видов природных Повторяют виды природных
материалов, видов работы с материалов, виды работы с
природными материалами.
природными материалами.
Рассказ
о
природном Рассказывают о деревьях,
материале как поделочном и листьях
по
вопросам
его
художественно- учителя.
выразительных свойствах.
Сравнивают
и
находят
Разбор
аппликации
и сходство и различия в
выделение
основных листьях деревьев.
Достаточный уровень
Рассказывают
о
правилах
поведения и работы на уроках
труда.
Подготавливают рабочее место
к работе и содержат его в
порядке.
Называют виды ручного труда,
поделочные
материалы
и
инструменты,
используемые
при их обработке.
Работают с учебником и
рабочей тетрадью
Повторяют виды природных
материалов, виды работы с
природными материалами.
Рассказывают
о
деревьях,
листьях.
Сравнивают и находят сходство
и различия в листьях деревьев.
Называют природный материал
и
его
художественно-
11
признаков
и
свойств
аппликационных
изображений.
Изготовление аппликации из
засушенных листьев с опорой
на предметно-операционный
план в коллективной беседе.
Повторение
правил
организации рабочего места
4-5 Аппликация из
скорлупы ореха
«Воробьи на ветках»,
«Черепаха»
1
Рассказ об изделиях и
игрушках,
сделанных из
природных материалов.
Определение признаков и
свойств орехов.
Разбор объекта, по признакам
и свойствам, по вопросам
учителя и по вопросам,
данным в учебнике.
Составление
плана
и
Называют
природный
материал
и
его
художественновыразительные свойства.
Называют виды аппликации.
Разбирают аппликацию и
выделяют
основные
признаки
и
свойства
аппликационных
изображений с помощью
учителя.
Отображают словесно и
предметно-практически
пространственные
связи
частей
композиции
по
вопросам учителя.
Составляют аппликацию из
сухих листьев с опорой на
предметно-операционный
план в коллективной беседе.
Соблюдают
правила
организации рабочего места
Рассказывают об изделиях и
игрушках, сделанных из
природных материалов по
вопросам учителя.
Называют
признаки
и
свойства орехов.
Изготавливают изделия из
скорлупы грецкого ореха с
применением
других
поделочных материалов под
выразительные свойства.
Рассказывают
о
видах
аппликации.
Разбирают
аппликацию
и
выделяют основные признаки и
свойства
аппликационных
изображений.
Отображают
словесно
и
предметно-практически
пространственные связи частей
композиции.
Составляют аппликацию из
сухих листьев с опорой на
предметно-операционный план
в коллективной беседе.
Соблюдают
правила
организации рабочего места
Рассказывают об изделиях и
игрушках,
сделанных
из
природных материалов.
Называют признаки и свойства
орехов.
Изготавливают
изделия
из
скорлупы грецкого ореха с
применением
других
поделочных материалов.
Разбирают
объект,
12
изготовление изделия по
составленному
плану,
оценивание своего изделия
самостоятельно
и
по
вопросам учителя.
Изготовление изделий из
скорлупы грецкого ореха с
применением
других
поделочных материалов
6-7 Аппликация из
обрывной бумаги
«Осеннее дерево» ,
«Ёлка»
1
контролем учителя.
Рассматривают
объект,
ориентируясь
на
его
признаки и свойства, по
вопросам учителя и по
вопросам,
данным
в
учебнике.
Составляют
план
и
придерживаются его при
изготовлении
изделия,
оценивают свое изделие по
вопросам учителя.
Работают в коллективе
Работа с бумагой и картоном – 6 часов
Сравнение разных сортов Сравнивают бумагу разных
бумаги.
сортов.
Определение видов работы с Определяют сорт бумаги по
бумагой и приемы работы с изделию с помощью учителя.
бумагой.
Называют виды работы с
Изготовление аппликации из бумагой и приемы работы с
обрывной бумаги с опорой на бумагой
по
вопросам
предметно-операционный
учителя.
план.
Выполняют аппликацию из
Соблюдение
правил обрывной бумаги с опорой
организации рабочего места
на предметно-операционный
план под контролем учителя.
Соблюдают
правила
организации рабочего места
ориентируясь на его признаки и
свойства, по вопросам учителя
и по вопросам, данным в
учебнике.
Составляют
план
и
придерживаются
его
при
изготовлении
изделия,
оценивают
свое
изделие
самостоятельно и по вопросам
учителя.
Работают в коллективе
Сравнивают бумагу разных
сортов.
Определяют сорт бумаги по
изделию.
Называют виды работы с
бумагой и приемы работы с
бумагой.
Выполняют аппликацию из
обрывной бумаги с опорой на
предметно-операционный план.
Соблюдают
правила
организации рабочего места
13
8
Аппликация из
обрывной бумаги
«Медведь»
1
911
Окантовка картона
полосками бумаги
«Картина на
окантованном картоне»
1
12- Работа с проволокой:
13 «Волна», «Кольцо»,
«Спираль», «Прямой
угол» из проволоки
1
Сравнение разных сортов
бумаги.
Определение видов работы с
бумагой
и
выполнение
приемов работы с бумагой.
Изготовление аппликации из
обрывной бумаги с опорой на
предметно-операционный
план.
Повторение
правил
организации рабочего места
Сравнивают бумагу разных
сортов.
Определяют сорт бумаги по
изделию с помощью учителя.
Называют виды работы с
бумагой и приемы работы с
бумагой
по
вопросам
учителя.
Выполняют аппликацию из
обрывной бумаги с опорой
на предметно-операционный
план под контролем учителя.
Соблюдают
правила
организации рабочего места
Проверка знаний о картоне.
Рассказывают о картоне по
Определение приемов работы вопросам учителя.
с бумагой (разметка, резание, Рассказывают об окантовке
сгибание).
картона полосками бумаги
Выполнение
(понятие «окантовка»).
технологических операций, Называют технологические
используемых при окантовке операции, используемые при
картона.
окантовке картона.
Выполнение
технологии Выполняют окантовку с
окантовки с опорой на опорой
на
предметнопредметно-операционный
операционный план под
план
контролем учителя
Работа с проволокой – 4 часа
Рассказ
о
проволоке, Рассказывают о проволоке:
познавательные сведения
понятие
«проволока»,
Определение
понятия применение проволоки в
«проволока»,
применение изделиях из природных и
проволоки в изделиях из других материалов, виды и
Сравнивают бумагу разных
сортов.
Определяют сорт бумаги по
изделию.
Называют виды работы с
бумагой и приемы работы с
бумагой.
Выполняют аппликацию из
обрывной бумаги с опорой на
предметно-операционный план.
Соблюдают
правила
организации рабочего места
Рассказывают о картоне.
Рассказывают об окантовке
картона полосками бумаги
(понятие «окантовка»).
Называют
технологические
операции, используемые при
окантовке картона.
Выполняют окантовку с опорой
на
предметно-операционный
план
Рассказывают о проволоке:
понятие
«проволока»,
применение
проволоки
в
изделиях из природных и
других материалов, виды и
14
14- Работа с проволокой
15 «Паук»
1
природных
и
других
материалов, Знакомство с
видами
и
свойствами
проволоки, инструментами,
используемыми при работе с
проволокой.
Организация рабочего места
для работы с проволокой и
правила
обращения
с
проволокой.
Формообразование
при
работе с проволокой
Освоение технологических
приемов
работы
с
проволокой.
Формообразование
при
работе с проволокой.
Изготовление изделия из
скорлупы грецкого ореха,
пластилина и проволоки по
предметно-операционному
плану самостоятельно и с
частичной помощью учителя.
Подготовка рабочего места
для работы с проволокой,
правила
обращения
с
проволокой
свойства
проволоки,
инструменты, используемые
при работе с проволокой.
Рассказывают
об
особенностях организации
рабочего места для работы с
проволокой
и
правила
обращения с проволокой.
Осваивают
умения
формообразования
при
работе с проволокой
свойства
проволоки,
инструменты,
используемые
при работе с проволокой.
Рассказывают об особенностях
организации рабочего места для
работы с проволокой и правила
обращения с проволокой.
Осваивают
умения
формообразования при работе с
проволокой
Повторяют познавательные
сведения
о
проволоке,
природных материалах и
членистоногих животных.
Осваивают технологические
приемы работы с проволокой
под контролем учителя.
Изготавливают паука по
предметно-операционному
плану с частичной помощью
учителя.
Подготавливают
рабочее
место
для
работы
с
проволокой.
Соблюдают
правила
обращения с проволокой
Повторяют
познавательные
сведения
о
проволоке,
природных
материалах
и
членистоногих животных.
Осваивают
технологические
приемы работы с проволокой.
Изготавливают
паука
по
предметно-операционному
плану.
Подготавливают рабочее место
для работы с проволокой.
Соблюдают правила обращения
с проволокой
15
16
Работа с древесиной.
Экскурсия в школьную
столярную мастерскую
17- Изготовление изделия
19 из древесины
«Опорный колышек
для растений»,
«Домик»
1
1
Работа с древесиной – 4 часа
Изделия из древесины.
Рассказывают об изделиях из
Знакомство с понятиями древесины.
«дерево» и «древесина», Знакомятся с понятиями
различия между ними.
«дерево» и «древесина» и
Знакомство с условиями различают их.
труда
и
техникой Обрабатывают
древесину
безопасности в школьной (зачистка,
шлифовка)
столярной мастерской.
ручными
инструментами
Выполнение
способами (напильник)
и
обработки
древесины приспособлениями
ручными инструментами и (крупнозернистая
и
приспособлениями
мелкозернистая наждачная
бумага)
под
контролем
учителя.
Знакомятся с условиями
труда в школьной столярной
мастерской
Рассказ об изделиях из Рассказывают об изделиях из
древесины и их назначении.
древесины
(опорный
Освоение
технологии колышек, мерный колышек,
изготовления
опорного колышек этикетка) и их
колышка.
назначении.
Знакомство с правилами Изготавливают
опорный
безопасности,
подготовка колышек под контролем
рабочего места для работы с учителя.
древесиной,
правила Соблюдают
правила
безопасной
работы
с подготовки рабочего места
древесиной, инструментами и для работы с древесиной,
материалами.
правила безопасной работы с
Освоение
способов древесиной, инструментами
обработки
древесины и материалами
Рассказывают об изделиях из
древесины.
Знакомятся
с
понятиями
«дерево» и «древесина» и
различают их.
Обрабатывают
древесину
(зачистка, шлифовка) ручными
инструментами (напильник) и
приспособлениями
(крупнозернистая
и
мелкозернистая
наждачная
бумага).
Знакомятся с условиями труда в
школьной
столярной
мастерской
Рассказывают об изделиях из
древесины (опорный колышек,
мерный колышек, колышек
этикетка) и их назначении.
Изготавливают
опорный
колышек.
Соблюдают
правила
подготовки рабочего места для
работы с древесиной, правила
безопасной
работы
с
древесиной, инструментами и
материалами
Называют свойства бруса
Употребляют в речи слова,
16
20- Работа с природными
21 материалами
«Птица из пластилина
и сухой тростниковой
травы»
1
ручными инструментами и Употребляют в речи слова,
приспособлениями
обозначающие
технологический
процесс
обработки древесины
Работа с природными материалами – 2 час
Рассказ об изделиях из Рассказывают об изделиях из
природных материалов и о природных материалов и о
видах работы с природными видах работы с природными
материалами.
материалами.
Выполнение
приемов Повторяют
приемы
соединения
деталей
из соединения
деталей
из
природного
материала: природного материала по
соединения
с
помощью вопросам учителя.
заостренной
палочки
и Используют приемы работы
пластилина.
с пластилином.
Освоение приемов работы с Изготавливают птицу по
пластилином.
образцу.
Изготовление
объемных Разбирают
изделие
изделий
из
природных самостоятельно
и
с
материалов.
частичной
помощью
Рассмотрение
изделия учителя.
самостоятельно
и
с Рассказывают о технологии
частичной помощью учителя. изготовления
отдельных
Рассказ
о
технологии частей изделия по вопросам
изготовления
отдельных учителя
с
опорой
на
частей изделия по вопросам наглядный
материал
учителя
с
опорой
на учебника.
наглядный
материал Ориентируются
в
учебника
пространстве
при
выполнении
объемного
изделия
под
контролем
учителя
обозначающие
технологический
обработки древесины
процесс
Рассказывают об изделиях из
природных материалов и о
видах работы с природными
материалами.
Повторяют приемы соединения
деталей
из
природного
материала.
Используют приемы работы с
пластилином.
Изготавливают
птицу
по
образцу.
Разбирают
изделие
самостоятельно.
Рассказывают о технологии
изготовления отдельных частей
изделия по вопросам учителя с
опорой на наглядный материал
учебника.
Ориентируются в пространстве
при выполнении объемного
изделия
17
22- Экскурсия в слесарную
23 мастерскую.
Работа с
металлоконструктором
«Две планки,
соединенные винтом и
гайкой»
1
24- Работа с
25 металлоконструктором:
«Треугольник»,
«Квадрат»
1
26- Работа с
27 металлоконструктором
«Дорожный знак»
1
Работа с металлоконструктором – 6 часа
Знакомство с профессией Рассматривают и разбирают
слесаря.
изделия
из
Знакомство с условиями металлоконструктора.
труда
и
техникой Находят нужные детали и
безопасности в школьной инструменты
в
наборе
слесарной мастерской.
«Металлический
Получение познавательных конструктор».
сведений
о Соединяют планки винтом и
металлоконструкторе.
гайкой
под
контролем
Рассмотрение изделий из учителя.
металлоконструктора.
Знакомятся с профессией
Выполнение
технологии слесаря
соединения планок винтом и
гайкой
Подготовка рабочего места и
содержания его в порядке.
Выполнение
технологии
соединения планок винтом и
гайкой.
Разбор
изделия
самостоятельно
и
с
частичной помощью учителя.
Сборка
треугольника
и
квадрата из планок
Повторяют познавательные
сведения
о
наборе
«Металлический
конструктор».
Закрепляют
владение
технологией
соединения
планок винтом и гайкой под
контролем учителя.
Рассказывают
о
треугольнике и квадрате.
Собирают треугольник и
квадрат из планок
Подготовка рабочего места и Повторяют познавательные
содержания его в порядке.
сведения
о
наборе
Разбор
изделия «Металлический
Рассматривают и разбирают
изделия
из
металлоконструктора.
Находят нужные детали и
инструменты
в
наборе
«Металлический конструктор».
Соединяют планки винтом и
гайкой.
Знакомятся
с
профессией
слесаря
Повторяют
познавательные
сведения
о
наборе
«Металлический конструктор».
Закрепляют
владение
технологией соединения планок
винтом и гайкой.
Рассказывают о треугольнике и
квадрате.
Собирают
треугольник
и
квадрат из планок
Повторяют
познавательные
сведения
о
наборе
«Металлический конструктор».
18
28- Работа с проволокой
29 «Буквы Л, С, О, В из
проволоки»
1
самостоятельно
и
с конструктор».
частичной помощью учителя. Закрепляют
владение
Выполнение
технологии технологией
соединения
соединения планок винтом и планок винтом и гайкой под
гайкой.
контролем учителя.
Проведение
сборки Рассказывают
о
треугольника и квадрата из треугольнике и квадрате.
планок (подбор нужного Собирают треугольник и
количества
планок
с квадрат
из
планок
и
соответствующим
числом соединяют его с панелью при
отверстий
и
нужного помощи планки и уголка
количества винтов и гаек для
соединения этих планок)
Работа с проволокой – 2 час
Освоение
понятия Отвечают на вопросы о
«проволока»,
применение проволоке.
проволоки в изделиях, виды и Рассказывают о применении
свойства
проволоки, проволоки в изделиях, видах
инструменты, используемые и
свойствах
проволоки,
при работе с проволокой.
инструментах, используемых
Организация рабочего места при работе с проволокой по
для работы с проволокой.
вопросам учителя.
Разбор
изделия Соблюдают
правила
самостоятельно
и
с организации рабочего места
частичной помощью учителя. для работы с проволокой.
Освоение
умения Соблюдают
правила
формообразование изделия обращения с проволокой.
при работе с проволокой
Осваивают
умение
формообразования
при
работе с проволокой под
контролем учителя
Работа с бумагой и картоном – 14 часов
Закрепляют
владение
технологией соединения планок
винтом и гайкой.
Рассказывают о треугольнике и
квадрате.
Собирают
треугольник
и
квадрат из планок и соединяют
его с панелью при помощи
планки и уголка
Отвечают
на
вопросы
о
проволоке.
Рассказывают о применении
проволоки в изделиях, видах и
свойствах
проволоки,
инструментах,
используемых
при работе с проволокой.
Соблюдают
правила
организации рабочего места для
работы с проволокой.
Соблюдают правила обращения
с проволокой.
Осваивают
умение
формообразования при работе с
проволокой.
Правильно держат инструмент
19
30- Игрушки из бумажных
31 полос
«Складная Гирлянда»
1
Технологии
работы
с
бумажными полосами.
Выполнение приемов работы
с бумагой: разметка полос на
бумаге
по
линейке
(шаблону); разрез по длинной
линии; склеивание полосзаготовок; сгибание полос.
Изготовление
складных
игрушек из бумажных полос
32- Игрушки из бумажных
34 колец
«Цепочка из бумажных
колец»
1
Технология
работы
с
бумажными кольцами.
Выполнение приемов работы
с бумагой:
разметка круга по шаблону,
полукругу; вырезание по
кругу,
симметричное
вырезание; сборка колецзаготовок.
Изготовление игрушек из
бумажных колец.
Разбор
изделия
самостоятельно
и
с
частичной помощью учителя.
Рассказ
о
технологии
изготовления
отдельных
частей цепочки по вопросам
учителя
с
опорой
на
Осваивают
технологию
работы
с
бумажными
полосами.
Владеют
техническими
приемами (разметка полос на
бумаге
по
линейке
(шаблону);
разрез
по
длинной линии; склеивание
полос-заготовок;
сгибание
полос) с частичной помощью
учителя.
Употребляют в речи слова,
обозначающие направление,
протяженность
Осваивают
технологию
работы
с
бумажными
кольцами.
Владеют
техническими
приемами (разметка круга по
шаблону,
полукругу;
вырезание
по
кругу,
симметричное
вырезание;
сборка колец-заготовок) с
частичной
помощью
учителя.
Разбирают
изделие
с
частичной
помощью
учителя.
Рассказывают о технологии
изготовления
отдельных
частей цепочки по вопросам
учителя
с
опорой
на
Осваивают технологию работы
с бумажными полосами.
Владеют
техническими
приемами (разметка полос на
бумаге по линейке (шаблону);
разрез по длинной линии;
склеивание
полос-заготовок;
сгибание полос).
Употребляют в речи слова,
обозначающие
направление,
протяженность
Осваивают технологию работы
с бумажными кольцами.
Владеют
техническими
приемами (разметка круга по
шаблону, полукругу; вырезание
по
кругу,
симметричное
вырезание;
сборка
колецзаготовок).
Разбирают
изделие
самостоятельно.
Рассказывают о технологии
изготовления отдельных частей
цепочки по вопросам учителя с
опорой на наглядный материал
учебника
20
35- Карнавальные
36 полумаски
«Плоская полумаска»
1
37- Карнавальные
38 головные уборы
«Каркасная шапочка»
1
наглядный
материал
учебника
Рассмотрение карнавальных
масок и полумасок.
Изготовление карнавальной
полумаски.
Освоение приемов работы с
бумагой: разметка бумаги и
картона
по
шаблонам
(полушаблонам)
сложной
конфигурации; вырезание по
кривым
линиям,
симметричное вырезание.
Рассказ
о
технологии
изготовления полумаски по
вопросам в учебнике с
опорой
на
наглядный
материал
Карнавальные
головные
уборы, применение, способы
изготовления,
материалы,
используемые
при
их
изготовлении.
Разбор
изделия
самостоятельно
и
с
частичной помощью учителя.
Выполнение приемов работы
с бумагой: разметка бумаги и
картона
по
шаблонам
простой
и
сложной
конфигурации; вырезание по
кривым
линиям,
наглядный
материал
учебника
Рассматривают и разбирают
карнавальные
маски
и
полумаски.
Владеют
техническими
приемами (разметка бумаги
и картона по шаблонам
(полушаблонам)
сложной
конфигурации; вырезание по
кривым
линиям,
симметричное вырезание) с
частичной
помощью
учителя.
Рассказывают о технологии
изготовления полумаски по
вопросам учителя с опорой
на наглядный материал
Рассматривают
и
анализируют карнавальные
головные
уборы
(рассказывают
о
применении,
способах
изготовления,
материалах,
используемых
при
их
изготовлении).
Владеют
техническими
приемами (разметка бумаги
и картона по шаблонам
простой
и
сложной
конфигурации; вырезание по
кривым
линиям,
Рассматривают и анализируют
карнавальные
маски
и
полумаски.
Владеют
техническими
приемами (разметка бумаги и
картона
по
шаблонам
(полушаблонам)
сложной
конфигурации; вырезание по
кривым линиям, симметричное
вырезание).
Рассказывают о технологии
изготовления полумаски по
вопросам в учебнике с опорой
на наглядный материал
Рассматривают и анализируют
карнавальные головные уборы
(рассказывают о применении,
способах
изготовления,
материалах, используемых при
их изготовлении).
Владеют
техническими
приемами (разметка бумаги и
картона по шаблонам простой и
сложной
конфигурации;
вырезание по кривым линиям,
симметричное
вырезание;
склеивание заготовок).
Изготавливают
каркасную
21
симметричное
вырезание;
склеивание заготовок.
Изготовление карнавальных
головных уборов
39- Карнавальные
41 головные уборы
«Карнавальный
кокошник»,
«Карнавальный шлем»
42
Окантовка картона
листом бумаги
«Складная доска для
игры»
1
1
Карнавальные
головные
уборы, применение, способы
изготовления,
материалы,
используемые
при
их
изготовлении.
Выполнение приемов работы
с бумагой: разметка бумаги и
картона
по
шаблонам;
вырезание
по
кривым
линиям,
симметричное
вырезание;
склеивание
заготовок.
Изготовление карнавальных
головных уборов на основе
ободка
Освоение приемов разметки
бумаги по линейке.
Выполнение
технологии:
окантовки картона полосками
бумаги или технической
ткани;
изготовления
складной доски способом
окантовки картона листом
бумаги.
Соблюдение
последовательности
окантовки картона бумагой.
симметричное
вырезание;
склеивание заготовок)
с
помощью учителя.
Изготавливают
каркасную
шапочку
Владеют
техническими
приемами (разметка бумаги
и картона по шаблонам
простой
и
сложной
конфигурации; вырезание по
кривым
линиям,
симметричное
вырезание;
склеивание заготовок)
с
частичной
помощью
учителя.
Изготавливают
карнавальные
головные
уборы на основе ободка
шапочку
Размечают
бумагу
по
линейке.
Повторяют
технологию
окантовки
картона
полосками
бумаги
или
технической ткани.
Знакомятся с технологией
изготовления складной доски
способом окантовки картона
листом бумаги.
Последовательно
окантовывают
картон
Размечают бумагу по линейке.
Повторяют
технологию
окантовки картона полосками
бумаги или технической ткани.
Знакомятся
с
технологией
изготовления складной доски
способом окантовки картона
листом бумаги.
Последовательно окантовывают
картон бумагой.
Владеют
техническими
приемами (разметка бумаги и
Владеют
техническими
приемами (разметка бумаги и
картона по шаблонам простой и
сложной
конфигурации;
вырезание по кривым линиям,
симметричное
вырезание;
склеивание заготовок).
Изготавливают карнавальные
головные уборы на основе
ободка
22
43
Окантовка картона
листом бумаги
«Складная доска для
игры»
44- Работа с текстильными
45 материалами
«Образцы, сшитые
строчкой прямого
стежка»
1
1
бумагой.
Владеют
техническими
приемами (разметка бумаги
и картона по линейке;
вырезание и склеивание
заготовок)
с
помощью
учителя
Повторение
приемов Размечают
бумагу
по
разметки бумаги по линейке. линейке.
Рассказ
о
технологии Повторяют
технологию
изготовления
отдельных окантовки
картона
частей изделия по вопросам полосками
бумаги
или
учителя
с
опорой
на технической ткани.
наглядный
материал Владеют
техническими
учебника
приемами (разметка бумаги
Выполнение
технических и картона по линейке;
приемов: разметка бумаги и вырезание и склеивание
картона
по
линейке; заготовок)
с
помощью
вырезание
и
склеивание учителя.
заготовок.
Знакомятся с правилами
Проведение игры «Помоги игры «Помоги Буратино
Буратино попасть к папе попасть к папе Карло»
Карло»
Используют изделие в игре
«Помоги Буратино попасть к
папе Карло»
Работа с текстильными материалами – 6 часов
Освоение
технологии Рассказывают о технологии
сшивания деталей изделия сшивания деталей изделия
строчкой прямого стежка.
строчкой прямого стежка и
Повторение видов ручных владеют ей по вопросам
стежков и строчек.
учителя.
Повторение правила работы с Повторяют правила работы
картона по линейке; вырезание
и склеивание заготовок)
Размечают бумагу по линейке.
Повторяют
технологию
окантовки картона полосками
бумаги или технической ткани.
Владеют
техническими
приемами (разметка бумаги и
картона по линейке; вырезание
и склеивание заготовок).
Знакомятся с правилами игры
«Помоги Буратино попасть к
папе Карло»
Используют изделие в игре
«Помоги Буратино попасть к
папе Карло»
Рассказывают о технологии
сшивания
деталей
изделия
строчкой прямого стежка и
владеют ей.
Повторяют правила работы
иглой.
23
иглой.
Составление плана работы с
опорой на наглядный образец
самостоятельно
или
выборочно
по
вопросам
учителя.
Выполнение прямых стежков
«вперед
иголку»,
«назад
иголку»
46- Работа с текстильными
47 материалами
«Образцы, сшитые
строчкой косого
стежка»
1
48- Работа с текстильными
49 материалами
«Закладка из
фотопленки»
1
Освоение
технологии
сшивания деталей изделия
строчкой прямого стежка.
Выполнение
различных
видов ручных стежков и
строчек.
Правила работы с иглой.
Косой стежок
Освоение
технологии
сшивания деталей изделия
строчкой прямого стежка.
Выполнение видов ручных
стежков и строчек.
Повторение правила работы с
иглой.
Выполнение косого стежка
иглой.
Составляют план работы с
опорой
на
наглядный
образец
по
вопросам
учителя.
Употребляют в речи слова,
обозначающие
технологический
процесс
шитья.
Выполняют строчку прямого
стежка
Сшивают детали изделия
строчкой косого стежка под
контролем учителя.
Соблюдают правила работы
иглой.
Выполняют строчку косого
стежка
Составляют план работы с
опорой на наглядный образец.
Употребляют в речи слова,
обозначающие
технологический
процесс
шитья.
Выполняют строчку прямого
стежка
Повторяют
технологию
сшивания деталей изделия
строчкой косого стежка под
контролем учителя.
Соблюдают правила работы
иглой.
Употребляют в речи слова,
обозначающие
технологический
процесс
шитья (сшивание строчкой
косого стежка).
Используют в речи слова,
обозначающие направление
Повторяют
технологию
сшивания
деталей
изделия
строчкой косого стежка.
Соблюдают правила работы
иглой.
Употребляют в речи слова,
обозначающие
технологический
процесс
шитья (сшивание строчкой
косого стежка).
Используют в речи слова,
обозначающие
направление
самостоятельно
Сшивают
детали
изделия
строчкой косого стежка.
Соблюдают правила работы
иглой.
Выполняют строчку косого
стежка
24
самостоятельно
50- Аппликация из
51 древесных опилок
«Собака»
1
Работа с древесиной – 2 час
Рассказ об использовании Рассказывают
о
древесины в разных видах использовании древесины в
работы.
разных видах работы.
Повторение
способов Различают понятия «дерево»
обработки
древесины и «древесина» по вопросам
ручными инструментами.
учителя.
Знакомство с условиями Повторяют
способы
труда в школьной столярной обработки
древесины
мастерской при работе со (зачистка,
шлифовка)
столярной ручной пилой ручными
инструментами
(ножовкой) и с отходами в (напильник)
и
виде опилок.
приспособлениями
Выполнение
технологии (крупнозернистая
и
изготовления аппликации из мелкозернистая наждачная
древесных опилок.
бумага).
Организация рабочего места Рассказывают об условиях
для работы с опилками
труда в школьной столярной
мастерской при работе со
столярной ручной пилой
(ножовкой) и с отходами в
виде опилок.
Изготавливают аппликацию
из древесных опилок.
Подготавливают
рабочее
место для работы с опилками
Рассказывают о использовании
древесины в разных видах
работы.
Различают понятия «дерево» и
«древесина».
Повторяют способы обработки
древесины
(зачистка,
шлифовка)
ручными
инструментами (напильник) и
приспособлениями
(крупнозернистая
и
мелкозернистая
наждачная
бумага).
Рассказывают
об
условиях
труда в школьной столярной
мастерской при работе со
столярной
ручной
пилой
(ножовкой) и с отходами в виде
опилок.
Изготавливают аппликацию из
древесных опилок.
Подготавливают рабочее место
для работы с опилками
25
52- Сшивание деталей
53 изделия строчкой
косого стежка
«Прихватка»
1
54- Объемные изделия из
55 картона
«Коробка, склеенная с
помощью клапанов»
1
Работа с текстильными материалами – 2 часа
Освоение
технологии Повторяют
технологию
сшивания деталей изделия сшивания деталей изделия
строчкой прямого стежка.
строчкой косого стежка под
Выполнение
различных контролем учителя.
видов ручных стежков и Соблюдают правила работы
строчек.
иглой.
Соблюдение правил работы с Употребляют в речи слова,
иглой.
обозначающие
Выполнение косого стежка
технологический
процесс
шитья
Работа с бумагой и картоном – 4 часа
Перечисление
предметов, Называют
предметы,
сделанных из картона, и их сделанные из картона, и
функциональная значимость определяют
их
в быту, игре, учебе.
функциональную значимость
Ответы на вопросы о сортах в быту, игре, учебе.
картона.
Отвечают на вопросы о
Выполнение
картоне:
сорта
картона,
технологических операций: изделия из картона.
разметка бумаги и картона по Повторяют геометрические
линейке,
вырезание
и фигуры.
склеивание заготовок.
Изготавливают
открытые
Изготовление
открытых коробки
способом
коробок
способом склеивания
с
помощью
склеивания
с
помощью клапанов и оклеиванию их
клапанов и оклеиванию их полосками бумаги.
полосками бумаги
Выполняют технологические
операции (разметка бумаги и
картона
по
линейке,
вырезание и склеивание
заготовок)
с
помощью
Повторяют
технологию
сшивания
деталей
изделия
строчкой косого стежка.
Соблюдают правила работы
иглой.
Употребляют в речи слова,
обозначающие
технологический
процесс
шитья
Рассказывают о картоне как о
поделочном материале.
Называют предметы, сделанные
из картона, и определяют их
функциональную значимость в
быту, игре, учебе.
Отвечают
на
вопросы
о
картоне: сорта картона, изделия
из картона.
Повторяют
геометрические
фигуры.
Изготавливают
открытые
коробки способом склеивания с
помощью
клапанов
и
оклеиванию
их
полосками
бумаги.
Выполняют
технологические
операции (разметка бумаги и
картона по линейке, вырезание
и склеивание заготовок).
26
56- Объемные изделия из
57 картона
«Коробка с бортами,
соединенными встык»
1
58- Виды ручных стежков
59 «Образец, прошитый
строчкой прямого
стежка в два приема»
1
учителя.
Экономно размечают фигуры
на бумаге по образцу под
контролем учителя
Перечисление
предметов, Называют
назначение,
сделанных из картона, и формы, детали коробок по
определение
их вопросам учителя.
функциональной значимости Отвечают на вопросы о
в быту, игре, учебе.
геометрических
фигурах
Повторение сортов картона.
(квадрат,
прямоугольник,
Выполнение
треугольник, круг, овал,
технологических операций: многоугольник, ромб).
разметка бумаги и картона по Изготавливают
открытые
линейке,
вырезание
и коробки
способом
склеивание заготовок.
склеивания бортов встык.
Изготовление
открытых Размечают бумагу и картон
коробок
способом по линейке, вырезают и
склеивания
способом склеивают
заготовки
с
склеивания бортов встык
помощью учителя.
Размечают экономно фигуры
на бумаге по образцу под
контролем учителя
Работа с текстильными материалами – 6 часов
Подготовка рабочего места Готовят рабочее место для
для работы с текстильными работы
с
текстильными
материалами и содержания материалами и содержания
его в порядке.
его в порядке.
Выполнение
технологии Сшивают детали изделия
сшивания деталей изделия строчкой прямого стежка под
строчкой прямого стежка.
контролем учителя.
Повторение правил работы Шьют строчкой прямого
иглой.
стежка в два приема.
Экономно размечают фигуры
на бумаге по образцу
Называют назначение, формы,
детали коробок.
Отвечают
на
вопросы
о
геометрических
фигурах
(квадрат,
прямоугольник,
треугольник,
круг,
овал,
многоугольник, ромб).
Изготавливают
открытые
коробки способом склеивания
бортов встык.
Размечают бумагу и картон по
линейке, вырезают и склеивают
заготовки.
Размечают экономно фигуры на
бумаге по образцу
Готовят рабочее место для
работы
с
текстильными
материалами и содержания его
в порядке.
Сшивают
детали
изделия
строчкой прямого стежка.
Шьют строчкой прямого стежка
в два приема.
Соблюдают правила работы
27
60- Виды ручных стежков
61 «Образец, прошитый
строчкой косого стежка
в два приема»
1
62- Виды ручных стежков
63 «Закладка с вышивкой
строчкой прямого и
косого стежка»
1
Выполнение шитья строчкой
прямого стежка в два приема.
Выполнение шитья справа
налево
с
заполнением
промежутков
между
стежками
Выполнение
технологии
сшивания деталей изделия
строчкой прямого стежка.
Повторение правил работы
иглой.
Выполнение шитья строчкой
прямого стежка в два приема.
Выполнение шитья справа
налево
с
заполнением
промежутков
между
стежками
Определение
видов
украшения изделий.
Использование
строчек
прямого и косого стежка в
два приема в вышивании.
Соблюдение правил работы
иглой.
Выполнение
технологии
изготовления закладки по
образцу
Соблюдают правила работы
иглой.
Употребляют в речи слова,
обозначающие
технологический
процесс
шитья
Сшивают детали изделия
строчкой косого стежка под
контролем учителя.
Шьют
строчкой
косого
стежка в два приема.
Соблюдают правила работы
иглой.
Употребляют в речи слова,
обозначающие
технологический
процесс
шитья
Называют виды украшения
изделий.
Используют строчку прямого
и косого стежка в два приема
в вышивании под контролем
учителя.
Соблюдают правила работы
иглой.
Употребляют в речи слова,
обозначающие
технологический
процесс
вышивания.
Изготавливают закладки по
образцу
Работа с бумагой и картоном – 4 часа
иглой.
Употребляют в речи слова,
обозначающие
технологический
процесс
шитья
Сшивают
детали
изделия
строчкой косого стежка.
Шьют строчкой косого стежка в
два приема.
Соблюдают правила работы
иглой.
Употребляют в речи слова,
обозначающие
технологический
процесс
шитья
Называют виды украшения
изделий.
Используют строчку прямого и
косого стежка в два приема в
вышивании.
Соблюдают правила работы
иглой.
Употребляют в речи слова,
обозначающие
технологический
процесс
вышивания.
Изготавливают закладки по
образцу
28
64- Объемные игрушки на
65 основе геометрических
тел
«Птица»
1
Разбор объекта, выделение
его признаков и свойств.
Чтение
предметнооперационного
плана
и
следование ему.
Изготовление
конуса
из
круга.
Сборка изделия способом
склеивания.
Конструирование объемных
игрушек
на
основе
геометрических тел
Называют
предметы,
сделанные из картона, и
определяют
их
функциональную значимость
в быту, игре, учебе по
вопросам учителя.
Соблюдают правила работы
с шаблоном и владеют
навыком работы с ним.
Читают с помощью учителя
предметно-операционный
план и выполняют изделие
по этому плану.
Называют
геометрические
фигуры и геометрические
тела.
Рассматривают
объект,
выделяя его признаки и
свойства
(название,
назначение,
материал,
форма,
цвет,
величина,
детали) с помощью учителя.
Изготавливают конус из
круга.
Собирают изделие способом
склеивания.
Употребляют в речи слова,
обозначающие
пространственные
отношения;
пространственные признаки
предметов
Называют предметы, сделанные
из картона, и определяют их
функциональную значимость в
быту, игре, учебе.
Соблюдают правила работы с
шаблоном и владеют навыком
работы с ним.
Читают
предметнооперационный
план
и
выполняют изделие по этому
плану.
Называют
геометрические
фигуры и геометрические тела.
Рассматривают объект, выделяя
его признаки и свойства
(название,
назначение,
материал,
форма,
цвет,
величина, детали).
Изготавливают конус из круга.
Собирают изделие способом
склеивания.
Употребляют в речи слова,
обозначающие
пространственные отношения;
пространственные
признаки
предметов
29
66- Объемные игрушки на
68 основе геометрических
тел
«Воробьи на ветках»
1
Разбор объекта, выделение
его признаков и свойств.
Чтение
предметнооперационного
плана
и
следование ему.
Сборка изделия способом
склеивания.
Конструирование объемных
игрушек
на
основе
геометрических тел
Разбирают объект, выделяя
его признаки и свойства,
самостоятельно и с помощью
учителя.
Читают самостоятельного и с
помощью
учителя
предметно-операционный
план и выполняют изделие
по этому плану.
Называют
геометрические
фигуры и геометрические
тела.
Собирают изделие способом
склеивания.
Употребляют в речи слова,
обозначающие
пространственные
отношения,
пространственные признаки
предметов
Разбирают объект, выделяя его
признаки
и
свойства,
самостоятельно и с помощью
учителя.
Читают
самостоятельно
предметно-операционный план
и выполняют изделие по этому
плану.
Называют
геометрические
фигуры и геометрические тела.
Собирают изделие способом
склеивания.
Употребляют в речи слова,
обозначающие
пространственные отношения,
пространственные
признаки
предметов
30