МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Нижегородской области
Управление образования, молодежной политики и спорта администрации
Пильнинского муниципального округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Пильнинская
средняя школа «Содружество»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Утверждено
Приказом
директора
от 26.08.2025 г. №27 о.д.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса «История в деталях»
для обучающихся 10-11 классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ИСТОРИЯ В ДЕТАЛЯХ¬
Данный учебный курс предназначен для эффективной подготовки старшеклассников к сдаче
единого государственного экзамена (ЕГЭ) по истории, который по своему содержанию
соответствует государственному стандарту среднего (полного) образования по предмету. Курс
призван оказать помощь в систематизации, углублении, обобщении знаний по модульным блокам:
«История России с древности до конца XIV в.¬, «История России с начала XV до конца XVI
вв.¬, «История России XVII- XVIII вв.¬ (10 класс), «Россия в XIX вв.¬, «Россия в первой половине
XX в.¬, «Россия во второй половине XX в – начале XXI вв.¬( 11 класс).
Теоретический материал адекватен кодификатору элементов содержания по истории,
проверяемых в рамках ЕГЭ. Последовательность тем курса подчинена логике построения
элементов кодификатора, что усиливает практическую направленность курса.
После каждого модульного блока, учащиеся прорешивают задания типа части А, В, С. Данные
задания и работа с ними призваны сформировать представления о форме контрольно измерительных материалов по истории, уровне их сложности, особенностях их выполнения, и
нацелены на отработку умений, проверяемых в рамках ЕГЭ. Особый упор делается на изучение и
отработку базовых знаний дат, фактов, понятий и терминов, характерных признаков исторических
явлений, причин и следствий событий, умение соотносить единичные факты и общие
исторические явления, процессы, указывать их характерные черты, производить поиск
информации в источнике.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ИСТОРИЯ В ДЕТАЛЯХ¬
Создать условия для углубления, конкретизации знаний учащихся, для установления тесных
межпредметных связей, для системного применения различных видов познавательной
деятельности и отработки обобщенных способов действия, для творческого, самостоятельного
поиска истины, выработки личностного отношения старшеклассников к изучаемым историческим
событиям и процессам.
Программа элективного курса «История в деталях¬: расширяет необходимый уровень
исторических знаний школьника для аргументации и представления собственного отношение к
дискуссионным проблемам истории; обеспечивает возможности для ликвидации недостатка
достоверной информации о некоторых исторических вопросах; создает возможности для
формирования – патриотизма, гражданской ответственности, гуманизма, уважительного
отношения к историческому прошлому своего и других народов.
МЕСТО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ИСТОРИЯ В ДЕТАЛЯХ¬ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение элективного курса «история в деталях¬ в 10-11 классах отводится по 34 часа (1 час в
неделю)
I. СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ИСТОРИЯ В ДЕТАЛЯХ¬
10 класс
Введение (1 час)
Общая характеристика особенности КИМов по истории, спецификой проведения экзамена,
знакомство с кодификатором, спецификацией, демонстрационной версией ЕГЭ .
Тема 1: «История России с древности до конца XIII в.¬ (12 часов)
Восточные славяне во второй половине первого тысячелетия.
Восточнославянские племена и их соседи. Индоевропейцы. Славяне: западные, восточные,
южные. Взаимоотношения славян с фино-угорскими и балтийскими племенами.
Занятие, общественный строй, верования восточных славян
Занятия восточных славян: пашенное земледелие (подсечно-огневая система, перелог),
скотоводство, рыболовство, охота, бортничество. Общественный строй: вече. Князь, дружина,
ополчение. Торговый путь «из варяг в греки¬. Язычество. Пантеон богов. Идолы, волхвы.
Возникновение государственности у восточных славян.
«Повесть временных лет¬. Дискуссия о происхождении Древнерусского государства и
слова «Русь¬. Начало династии Рюриковичей.
Русь при первых князьях
Олег. Военные походы, торговые договоры. Князь Игорь, полюдье. Княгиня Ольга :налоговая
реформа. Святослав. Владимир Красно Солнышко. Принятие христианства на Руси. Христианская
культура и языческие традиции. Княжение Ярослава Мудрого, «Русская Правда¬, Категории
населения. Владимир Мономах.
Культура древней Руси.
Письменность и просвещение. Литература: «Повесть временных лет¬, «Слово о Законе и
Благодати¬. Былины. Развитие зодчества (крестово-купольный храм). Живопись: иконопись,
мозаика, фрески. Прикладное искусство.
Феодальная раздробленность: причины, особенность
Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической
самостоятельности русских земель.
Русские земли и княжества в период феодальной раздробленности.
Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская земля: вече, посадник, тысяцкий, епископ.
Галицко-Волынское княжество.
Борьба Руси с иноземными захватчиками.
Сражение на реке Калка. Северо-Восточный поход Батыя на Русь. Юго-Западный поход Батыя
на Русь. Русь и Орда (иго, ярлык, выход). Экспансия с Запада.
Культура XII-XIII вв
«Слово о полку Игореве¬. «Моление¬ Даниила Заточника. Зодчество: Успенский и
Дмитриевский соборы, Золотые ворота во Владимире-на-Клязьме, церковь Покрова на Нерли.
Изобразительное искусство. Культура в период монголо-татарского ига. «Слово о погибели
Русской земли¬, «Повесть о разорении Рязани Батыем¬, «Задонщина¬, «Сказание о Мамаевом
побоище¬. Архитектура. Иконопись. Феофан Грек. Андрей Рублев.
Решение заданий по теме «История России с древности до конца XIII в¬
Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий.
Тема 2: «История России с начала XIV до конца XVI вв.¬ (11 часов)
Начало образования Российского централизованного государства. Москва как центр
объединения русских земель.
Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины
превращения Москвы в центр объединения русских земель. Политика московских князей.
Борьба за власть внутри Московского великокняжеского дома. Причины возвышения Москвы.
Московский князь Иван Данилович Калита, особенности внутренней и внешней политики.
Дмитрий Иванович Донской. Куликовская битва. Поход Тохтамыша на Русь.
Политика московских князей в первой половине XV в.
Династическая война 1427 – 1452 гг. Василий II Темный.
Завершение объединения русских земель и образование Российского государства
Правление Ивана III. Присоединение Новгорода. «Стояние на Угре¬. «Судебник 1497¬.
Василий III.
Россия при Иване IV
Регенство Елены Глинской. 1547 год – венчание на царствование. Избранная рада. Земский
собор. Приказная система центральных органов власти. Судебник. «Стоглав¬. Опричнина Ивана
Грозного.
Расширение территории России в XVI в. Ливонская война.
Присоединение Казанского княжества. Присоединение Астраханского княжества.
Присоединение Сибири. Ливонская война.
Смута
Правление Федора Ивановича. Борис Годунов. Гибель царевича Дмитрия. Лжедмитрий I.
Правление Лжедмитрия I. Правление Василия Шуйского. Выступление под предводительством
Ивана Болотникова. Лжедмитрий II – «тушинский вор¬. «Семибоярщина¬. Первое народное
ополчение (Ляпунов). Второе народное ополчение (Д. Пожарский, К. Минин). Земский собор 1613
г.
Культура России в XIV-XVI вв
«Хождение за два моря¬ А. Никитин. Начало книгопечатания в России. Иван Федоров.
Живопись. Архитектура. Успенский собор. Шатровый стиль. Собор Василия Блаженного. Федор
Конь.
Решение заданий по теме «История России с начала XIV до конца XVIвв¬
Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий.
Тема 3: «История России XVII-XVIII вв¬ 10 часов
Первые Романовы
Итоги смутного времени. Экономическая система в XVII в. Внутренняя политика России в
XVII в. Михаил Романов и Филарет. Алексей Михайлович. Соборное уложение. Федор
Алексеевич. Царевна Софья.
Церковный раскол. Социальные движения в XVII веке
Патриарх Никон. Церковные реформы. Раскол. Старообрядцы. Протапоп Аввакум.
Внешняя политика России в XVII веке
Поляновский мир. Воссоединение Украины с Россией. Освоение Сибири и Дальнего Востока.
Культура России в XVII веке
Светский характер культуры. Научные знания. Литература. Театр. Архитектура. Живопись.
Россия при Петре I
Великое посольство. Северная война. Основные сражения. Ништадтский мирный договор.
Реформы Петра в области экономике, управления, военном деле, социальной сфере. Народные
выступления в первой половине XVIII в.
Период дворцовых переворотов
Россия в период дворцовых переворотов. Борьба дворцовых группировок за власть.Екатерина
I и А. Д. Меншиков. Петр III. Анна Иоанновна, бироновщина, кондиции. Россия при Елизавете
Петровне.
Внутренняя политика Екатерины II
Петр III. Екатерина II. Эпоха «просвещенного абсолютизма¬. Развитие промышленности и
торговли. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева.
Россия в войнах второй половины XVIII века
Россия в Семилетней войне. Русско-турецкие войны: выход к Черному морю. П. А. Румянцев.
Г. А. Потемкин. Ф. Ф. Ушаков. А. В. Суворов. Разделы Польши.
Культура России в XVIII веке.
Эпоха Просвещения. Развитие образования. Наука и техника. Литература. Живопись –
парадные портреты. Скульптура. Архитектура. Театр.
Решение заданий по теме «История России XVII-XVIIIвв¬
Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий.
11 класс
Тема 1: «Россия в XIX веке¬ (11 часов)
Внутренняя и внешняя политика Александра I.
Россия при Павле I. Внутренняя политика. Реформы Александра I. Войны с Францией.
Тильзитский мир. Война с Персией. Отечественная война 1812 г: основные сражения.
Заграничный поход русской армии 1813-1814 гг. Венский конгресс. Священный союз.
Восстание декабристов
Последние годы царствования Александра I. Аракчеев А. А. «Союз спасения¬. «Союз
благоденствия¬. «Северное тайное общество¬ и «Южное тайное общество¬. Выступление
декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825 года.
Россия при Николае I: внутренняя и внешняя политика
Николай I . Расправа над декабристами. Кодификация законов, М. М. Сперанский. Реформы П.
Д. Киселева и Е. Ф. Канкрина. Война с Персией. Война с Турцией. Кавказская война. Договоры с
Китаем. Крымская война: причины, участники, ход военных действий, итоги. Парижский мирный
договор.
Общественная мысль в 1830-1850 гг
«Общество любомудров¬. «Теория официальной народности¬. Западники и славянофилы.
«Общинный социализм¬ А. И. Герцена. Петрашевцы.
Русская культура в первой половине XIX века.
Развитие системы образования: университеты, институты, реальные училища. Развитие науки.
Литература: романтизм, реализм. Искусство (живопись)Скульптура. Архитектура. Театр. Музыка.
Александр II. Реформы 1860-1870-х гг.
Александр II. Отмена крепостного права: причины, разработка реформы, проведение. Значение
отмены крепостного права в России. Земская реформа. Судебная реформа. Городская реформа.
Военная реформа. Реформа просвещения. Реформа печати. Значение либеральных реформ.
Общественное движение второй половины XIX вв.
Либеральные идеи. Теория «крестьянского социализма¬. «Земля и воля¬. Народничество. Три
течения в народничестве: бунтарское, заговорщическое, пропагандистское. «Хождение в народ¬.
Раскол «Земли и воли¬: «Черный передел¬ и «Народная воля¬. Убийство Александра II. Рабочее
движение. «Освобождение труда¬. В. И. Ульянов (Ленин).
Внутренняя и внешняя политика Александра III
Александр III. Контрреформы. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Образование военных
блоков.
Культура второй половины XIX в.
Процесс демократизации культуры. Система образования. Развитие науки. Литература.
Искусство. Живопись. Скульптура. Архитектура. Театр. Музыка. Печать и книгоиздательское
дело.
Решение заданий по теме «Россия в XIX в¬
Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий.
Тема 2: «Россия в первой половине XX века¬ (11 часов)
Социально-экономическое и политическое развитие страны в начале XX в. Русско-японская
война
Особенности экономического развития России в начале XX в. Социальный состав населения.
Политическое развитие. Николай II – последний российский император. Необходимость
модернизации. Реформы С. Ю. Витте. Русско-японская война. Портмутский мирный договор.
Образование первых в России политических партий.
Революция 1905-1907 гг. Столыпин П. А.
Причины революции. Основные события революции. Деятельность I и II Думы. Итоги первой
русской революции. Реформы П. А. Столыпина.
Культура в начале XX века
Серебряный век русской культуры. Развитие образования и науки. Выдающиеся писатели и
поэты Серебряного века. Искусство. Живопись. Скульптура. Архитектура. Музыка.
Россия в Первой мировой войне.
Причины первой мировой войны, участники. Позиция большевиков. События на фронтах
первой мировой войны. «Прогрессивный блок¬. Влияние войны на ситуацию в стране.
Великая российская революция
Февральская революция 1917 года: причины, участники. От Февраля к Октябрю. Двоевластие.
Октябрьская революция. Провозглашение и утверждение советской власти. II съезд Советов,
первые декреты.
Внутренняя и внешняя политика советского правительства в 1917-1920 гг. Гражданская
война.
Первые мероприятия Советской власти. Разгон Учредительного собрания. Брестский мир.
Политика «военного коммунизма¬. Гражданская война: причины, участники, основные события.
Интервенция. Итоги гражданской войны.
Советская Россия, СССР в 1920-1930-е гг.
Переход к новой экономической политике. Суть НЭПа. Образование СССР. Политическая
жизнь в 20-е – 30-е гг. Внутренняя борьба. Культ личности Сталина. Массовые репрессии.
Ускоренная модернизация: индустриализация, коллективизация. Культурная революция.
Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
СССР накануне войны. Основные этапы и сражения Великой Отечественной войны. Война с
Японией. Героизм советских людей во время войны. Партизанское движение. Антигитлеровская
коалиция. Итоги Великой Отечественной войны.
Решение заданий по теме «Россия в первой половине XX вв.¬
Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий.
Тема 3: «Россия во второй половине XX в – начале XXI вв.¬ (10 часов)
СССР в первое послевоенное десятилетие. «Холодная война¬
Восстановление народного хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг. «Холодная
война¬ и ее влияние на внутреннюю и внешнюю политику СССР.
СССР в середине 1950-х – середине 1960-х гг.
Н. С. Хрущев, приход к власти. XX съезд КПСС. «О культе личности и его последствия¬.
Общественно-политическая жизнь страны. Реформы в социально-экономической сфере. Внешняя
политика.
СССР в середине 1960-х – середине 1980-х гг.
Приход к власти Л. И. Брежнева. Экономическая реформа 1965 года. «Продовольственная
программа¬. Концепция «Развитого социализма¬. Внешняя политика.
СССР во второй половине 1980-х гг.: внутренняя и внешняя политика. Распад СССР.
М. С. Горбачев. Перестройка. Авария на Чернобыльской АЭС. Внешняя политика: «новое
политическое мышление¬. События 1991 г. Распад СССР.
Развитие науки и культуры в 1950 – 1980-х гг.
Россия в 1992 – 2012 гг
Становление новой российской государственности. События 1993 г. Принятие Конституции
1993 г. Переход к рыночной экономике. Политическое, экономическое, национальное, культурное
развитие современной России.Россия в системе современных международных отношений.
Решение заданий по теме «Россия во второй половине XX в – начале XXIвв.¬
Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий.
Пробный ЕГЭ (2часа)
Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ИСТОРИЯ В ДЕТАЛЯХ¬
РЕАЛИЗУЕТСЯ ЧЕРЕЗ:
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,
организацию их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;
демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для
решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
применение на уроках интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где
полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают
обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой
работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с
другими обучающимися;
инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного
выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения;
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ИСТОРИЯ В
ДЕТАЛЯХ¬
1) ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
—в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного
языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное
отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям,
боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России,
государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям
разных народов, проживающих в родной стране;
—в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров
гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и
реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное
участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края,
страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий, наносящих
ущерб социальной и природной среде;
—в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных
ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного
российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и
поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм
с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков;
—в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитии
человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих
поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма;
формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного
общественного сознания;
—в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны и
мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства
коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других народов;
—в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни и
необходимости её сохранения (в том числе — на основе примеров из истории); представление об
идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах (в
античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху;
—в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой
деятельности людей как источника развития человека и общества; представление о разнообразии
существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой
деятельности человека; определение сферы профессионально ориентированных интересов,
построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов;
—в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей с
природной средой; осознание глобального характера экологических проблем современного мира и
необходимости защиты окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
—в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления об
изменениях природной и социальной среды в истории, об опыте адаптации людей к новым
жизненным условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного ответа на
природные и социальные вызовы.
2) МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
—владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические
факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать
причинно-следственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и
различия; формулировать и обосновывать выводы;
—владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу;
намечать путь её решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта;
систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию
исторических событий; соотносить полученный результат с имеющимся знанием; определять
новизну и обоснованность полученного результата; представлять результаты своей деятельности в
различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и другие);
—работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации
(учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и
другие) — извлекать информацию из источника; различать виды источников исторической
информации; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по
критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно).
—общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и
современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать
различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в
устном высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного
исследования, проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и
социальном окружении;
—осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров
значение совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей;
планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в
том числе на региональном материале; определять своё участие в общей работе и координировать
свои действия с другими членами команды; оценивать полученные результаты и свой вклад в
общую работу.
—владение приёмами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление
проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способа решения);
—владение приёмами самоконтроля — осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки
полученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу с учётом установленных
ошибок, возникших трудностей.
—выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми;
—ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических
ситуациях и окружающей действительности);
—регулировать способ выражения своих эмоций с учётом позиций и мнений других участников
общения.
3) ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
отслеживать исторические события, процессы в динамике; выделять периоды исторических
событий, явлений, процессов и объяснять основания для их периодизации;
владеть системными знаниями об основных этапах, процессах, ключевых событиях истории
России и человечества, о месте своей страны во всемирной истории;
применять понятийный аппарат исторического знания для систематизации исторических
фактов, раскрытия общего и особенного в развитии исторических общностей;
применять различные методы исторического анализа;
самостоятельно определять причины и отслеживать последствия исторических событий,
явлений;
осуществлять сопоставительный анализ различных источников исторической информации
для реконструкции на этой основе исторических ситуаций и явлений;
осуществлять структурный и смысловой анализ текста исторического источника;
критически анализировать и оценивать информационную значимость вещественных
изобразительных источников;
конкретизировать обобщающие характеристики, теоретические положения об историческом
развитии на фактическом материале;
применять знания из других предметных областей для анализа исторического объекта;
определять и обосновывать своё отношение к различным версиям и оценкам событий,
личностям прошлого;
различать субъективные и объективизированные исторические оценки; конструктивно
применять исторические и историко-культурные знании в социальной практике, общественной
деятельности, межкультурном общении;
целостные представления об историческом пути народов и государств мира в Новейшее
время, понимание основ формирования постиндустриального (информационного) общества;
исторические знания о территории государств мира и их границах, об их изменениях на
протяжении XX в., использование исторической карты для анализа и описания исторических
процессов;
знания о социально-политическом устройстве крупнейших государств и регионов; знание
основных идеологий (консерваторы, либералы, демократы, социалисты, коммунисты,
националисты), их отличительных черт и особенностей, роли идеологий в политической жизни
государств, в борьбе за права и свободы граждан;
понимание процессов индустриализации, монополизации, миграции населения, урбанизации,
происходящих в экономике;
понимание многообразия и разнообразия культурных достижений, причин формирования
массовой культуры;
уважение к мировому культурному наследию, готовность применять исторические знания
для выявления и сохранения исторических культурных памятников мира;
владение умениями получать и систематизировать информацию из различных исторических
и современных источников, в т. ч. СМИ, раскрывая её социальную принадлежность и
познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деятельности
личностей, общественных групп и народов, а также переломных периодов;
определение собственного отношения к дискуссионным проблемам (колониализм, всеобщее
избирательное право и т. п.), аргументация своей позиции;
владение системными историческими знаниями, служащими основой для понимания места и
роли России в мировой истории, соотнесения (синхронизации) событий и процессов всемирной,
национальной и региональной/локальной истории;
характеризовать особенности исторического пути России, её роль в мировом сообществе;
определять исторические предпосылки, условия, место и время создания исторических
документов; определять причинно-следственные, пространственные, временные связи между
важнейшими событиями (явлениями, процессами); различать в исторической информации факты
и мнения, исторические описания и исторические объяснения; находить и правильно использовать
картографические источники для реконструкции исторических событий, привязки их к
конкретному месту и времени;
презентовать историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков; раскрывать
сущность дискуссионных, «трудных¬ вопросов истории, определять и аргументировать своё
отношение к различным версиям, оценкам исторических событий и деятельности личностей на
основе представлений о достижениях историографии; с опорой на факты, приведённые в учебной
и научно- популярной литературе, обосновывать собственную точку зрения, применять приёмы
самостоятельного поиска и критического анализа историко-социальной информации, её
систематизации и представления в различных знаковых системах; на основе комплексного
использования энциклопедий, справочников изучать биографии политических деятелей,
дипломатов, полководцев; объяснять, в чём состояли мотивы, цели и результаты деятельности
исторических личностей и политических групп в истории; на основе вещественных данных,
полученных в результате исследовательских раскопок, самостоятельно анализировать полученные
данные и приходить к конкретным результатам; давать комплексную оценку историческим
периодам (в соответствии с периодизацией, изложенной в историко-культурном стандарте),
проводить временной и пространственный анализ. использовать приемы самостоятельного поиска
и критического анализа историко-социальной информации в Интернете, на телевидении, в других
СМИ, ее систематизации и представления в различных знаковых системах;
Распределение предметных результатов, формируемых в ходе изучения элективного курса
по темам:
История России с древности до конца XIII в.
Овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях
развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической,
политической, научной и культурной сферах;
формирование умения определять место исторических событий во времени, объяснять смысл
основных хронологических понятий, терминов;
использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих
общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и
государств, местах важнейших событий; о территории, об экономических и культурных центрах
Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей —
походов, завоеваний, колонизаций и др.;
описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности,
памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
давать оценку наиболее значительным событиям и личностям;
этапы становления и развития Русского государства; соотносить хронологию истории Руси и
всеобщей истории;
История России с начала XIV до конца XVI вв.
использовать историческую карту как источник информации о границах России и других
государств в, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших
событий, направлениях значительных передвижений - походов, завоеваний, колонизации и др.;
анализировать информацию различных источников по отечественной истории;
составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в Росси и и
других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о
значительных событиях и личностях отечественной истории;
систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной
литературе;
раскрывать характерные, существенные черты: экономического и социального развития;
эволюции политического строя (включая понятия «сословная монархия¬, «самодержавие¬,
«абсолютизм¬ и др.); представлений о мире и общественных ценностях; художественной
культуры Раннего Нового времени;
объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов;
давать оценку событиям и личностям.
История России XVII-XVIII вв.
Уметь анализировать историческую карту; определять территории крупнейших княжеств и
территории, утраченные Русью. Выделять предпосылки объединения русских земель. Причины
Московского княжества.
Уметь кратко излагать исторический материал.
Уметь устанавливать причинно-следственные связи: изменения в жизни страны; уметь выделять
исторические закономерности.
Уметь устанавливать причинно-следственные связи, роль личности в истории;
Умение кратко и развернуто давать ответы, оперировать понятиями.
Обобщить и систематизировать знания об особенностях внешнеполитических задач, которые
стояли перед Россией.
Уметь выделять главное, причинно-следственные связи, итоги.
Уметь анализировать исторические источники, осмысление их. Давать оценки историческим
явлениям.
Изучать, сравнивать, анализировать, описывать.
«Россия в XIX веке¬
Называть: годы царствования Александра I, характерные черты внутренней политики Александра
I. Определять предпосылки и содержание проектов М. М. Сперанского; причины их неполной
реализации и последствия принятых решений.
Называть основные цели, задачи и направления внешней политики страны; показывать на карте,
оценивать ее результативность. Знать хронологические рамки Отечественной воины 1812 г.;
планы сторон, характер войны, основные этапы; полководцев и участников войны; называть и
показывать по карте основные сражения. Объяснять цели и результат заграничного похода 18121814 гг.; называть основные направления внешней политики страны в новых условиях.
Называть причины возникновения общественного движения; основы идеологии, основные этапы
развития общественного движения. Объяснять цели и результат деятельности декабристов;
оценивать историческое значение восстания декабристов.
Знать годы царствования Николая I; называть характерные черты внутренней политики Николая I.
Называть основные направления внешней политики страны. Причины кризиса в международных
отношениях со странами Запада. Знать даты, причины, характер войны; показывать на карте места
военных действий; объяснять значение и итоги Парижского мирного договора.
Называть существенные черты идеологии и практики общественных движений; сравнивать
позиции западников и славянофилов, высказывать свою оценку.
Называть предпосылки отмены крепостного права; излагать причины отмены крепостного права;
называть альтернативные варианты отмены крепостного права; знать основные положения
крестьянские реформы; объяснять значение отмены крепостного права.
Называть существенные черты идеологии и практики консерватизма и либерализма, радикального
общественного движения.
Называть организации и участников общественного движения; называть существенные черты
идеологии и практики общественных движений (консервативных, либеральных, радикальных)
«Россия в первой половине XX века¬
Отработать навыки работы с текстом, картой, дополнительным материалом, опорными
конспектами.
Добиться усвоения учащимися понятий по теме. Способствовать развитию психологических
качеств интеллекта учащихся, воли и самостоятельности, познавательных интересов.
Называть выдающихся представителей и достижения российской науки.
Определить расстановку политических сил после падения монархии; характеризовать
«Апрельские тезисы¬ В.И. Ленина, альтернативы развития страны и эволюцию тактической линии
большевиков; дать характеристику причин, хода и итогов кризисов власти весной – летом 1917 г.;
раскрыть основные события весны – лета 1917 г.; выяснить переломный характер июльских
событий и тактику поведения основных политических сил России после июльского кризиса;
установить особенности выступления генерала Л.Г. Корнилова
Знать сущность, основные этапы и события гражданской войны; причины, характер, особенности
гражданской войны и интервенции; уметь давать характеристику экономического и политического
кризиса в стране в начале 20-х гг.
Установить содержание, итоги и последствия политики «военного коммунизма¬; причины
перехода к НЭПу; уметь сравнивать НЭП и
политику «военного коммунизма¬; знать принципы национальной политики большевиков;
выявить предпосылки, причины и принципы образования СССР; уметь определять образование
союзного государства как один из решающих факторов обеспечения благоприятных условий для
переустройства общества, подъема экономики, культуры всех советских республик, укрепления
оборонного могущества и международных позиций СССР
Определить причины временных неудач Красной Армии. Уяснить великий освободительный
характер войны со стороны советского народа; выявлять программу мобилизации всех сил страны
на разгром врага. Раскрыть планы воюющих сторон на 1942 г. и причины неудач Красной Армии в
Крыму и под Харьковом; определять цель, сущность и последствия политики Германии на
оккупированных территориях СССР;
уметь характеризовать советское партизанское и подпольное движение; выяснить особенности
оборонительного этапа Сталинградской битвы; давать характеристику мероприятий по созданию
антигитлеровской коалиции
Россия во второй половине XX в – начале XXI вв.
Уметь характеризовать состояние советской экономики после войны; определять изменения,
произошедшие в послевоенные годы в экономике и социальной жизни;
Понимать неизбежность изменения советской экономической системы в середине 80 гг.;
раскрывать основные направления экономической реформы 1965 г. и особенности экономического
развития страны в 1964 – 1984 гг.; определять причины неудач реформирования и сущность
нарастания застойных явлений в экономике и социальной сфере
Знать исторические предпосылки и неизбежность радикальной реформы советской политической
системы; понимать альтернативные пути её осуществления; устанавливать причины, особенности,
ход и итоги «перестройки¬
Знать исторические условия, отражение исторических событий в культуре России и мира; знать
особенности мировоззрения и творчества интеллигенции; определить мировое значение культуры
России
Знать изменение расстановки основных политических сил после августа 1991 г. и особенности
становления российской государственности; уметь характеризовать результаты политического
развития страны в 90-е гг.; Определять причины, сущность и последствия финансового кризиса
1998 г.; знать содержание различных планов перехода России к рынку
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
№
п/
п
1
Разделы, темы
учебного занятия
(урока)
Кол
ичес
тво
часо
в
ПР
Программное содержание
Основные виды деятельности
обучающихся
Общая
характеристика Знать требования,
особенности КИМов по истории, участникам ЕГЭ.
спецификой проведения экзамена,
знакомство
с
кодификатором,
спецификацией, демонстрационной
версией ЕГЭ.
История России с древности до конца XIII в. 12 часов
Введение
1
Восточные славяне
во второй
половине первого
тысячелетия.
1
3
Занятие,
общественный
строй, верования
восточных славян
1
4
Возникновение
государственности
у восточных
славян.
1
2
КР
Восточнославянские племена и их
соседи. Индоевропейцы. Славяне:
западные, восточные, южные.
Взаимоотношения славян с финоугорскими и балтийскими
племенами.
Занятия
восточных
славян:
пашенное земледелие (подсечноогневая
система,
перелог),
скотоводство, рыболовство, охота,
бортничество.
Общественный
строй: вече. Князь, дружина,
ополчение. Торговый путь «из
варяг в греки¬. Язычество. Пантеон
богов. Идолы, волхвы.
«Повесть временных лет¬.
Дискуссия о происхождении
Древнерусского государства и
слова «Русь¬. Начало династии
Электронные (цифровые
образовательные ресурсы)
предъявляемые https://fipi.ru/ege/demoversiispecifikacii-kodifikatory
Умение сравнивать, устанавливать https://lesson.academyпричинно-следственные связи; умение content.myschool.edu.ru/lesso
n/e639769a-2b34-4992-8df2работать по карте
5ab298f986ea?backUrl=%2F07.
1%2F06
Умения и навыки работать с
исторической
картой;
правильно
отвечать на поставленные вопросы;
устанавливать причинно-следственные
связи; родовая община → изменения в
орудиях труда → соседская община →
неравенство → государство.
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/lesso
n/e639769a-2b34-4992-8df25ab298f986ea?backUrl=%2F07.
1%2F06
Выделять главное в тексте учебника; https://lesson.academyумение работать с картой; развивать content.myschool.edu.ru/lesso
n/523b2bd0-96a2-490c-8981умение составления схем.
Рюриковичей.
5,6 Русь при первых
князьях
7
Культура древней
Руси.
2
1
a5abac98df6c?backUrl=%2F07.
1%2F06
Олег. Военные походы, торговые
договоры. Князь Игорь, полюдье.
Княгиня Ольга: налоговая реформа.
Святослав.
Владимир
Красно
Солнышко.
Принятие
христианства
на
Руси.
Христианская культура и языческие
традиции.
Княжение
Ярослава
Мудрого,
«Русская
Правда¬,
Категории населения. Владимир
Мономах.
Письменность и просвещение.
Литература: «Повесть временных
лет¬,
«Слово
о
Законе
и
Благодати¬. Былины. Развитие
зодчества
(крестово-купольный
храм).
Живопись:
иконопись,
мозаика,
фрески.
Прикладное
искусство.
Причины распада Древнерусского
государства.
Усиление
экономической и политической
самостоятельности русских земель.
Продолжать развивать умение
работать с исторической картой;
учиться сравнивать, анализировать,
делать выводы.
Умение сравнивать (языческая религия
и христианство); умение выделять
причины, ход, значение исторического
события (принятие христианства).
Определять социально-экономические
причины раздробленности. Выделять
последствия
раздробленности,
развивать умение работать с картой,
сводить знания в таблицы.
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/lesso
n/40204c6c-a3bb-46e0-b3363006acd9eeb8?backUrl=%2F07
.1%2F06
Уметь выделять общее и особенное в
социально-экономическом,
политическом, культурном развитии
удельных земель
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/lesso
n/40204c6c-a3bb-46e0-b3363006acd9eeb8?backUrl=%2F07
.1%2F06
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/lesso
n/d59c5a5a-8e3f-48bf-ab18dad9c38c563d?backUrl=%2F07
.1%2F06
Уметь выделять главное (истоки и https://lesson.academyособенности
древнерусской content.myschool.edu.ru/lesso
n/ec2957d8-e803-4ab4-8308культуры).
32ad61fb8c6a?backUrl=%2F07.
1%2F06
8
Феодальная
раздробленность:
причины,
особенность
1
9
Русские земли и
княжества в
период феодальной
раздробленности.
1
Владимиро-Суздальское
княжество. Новгородская земля:
вече, посадник, тысяцкий, епископ.
Галицко-Волынское княжество.
10
Борьба Руси с
иноземными
захватчиками.
1
Сражение на реке Калка. Северо- Уметь работать по карте, определять https://lesson.academyВосточный поход Батыя на Русь. причины завоевательных походов content.myschool.edu.ru/lesso
Юго-Западный поход Батыя на монголо-татар.
Уметь
выделять n/8b0ff6a5-4ffe-4637-9ed2-
11
Культура XII-XIII
вв
1
Русь. Русь и Орда (иго, ярлык,
выход). Экспансия с Запада.
«Слово
о
полку
Игореве¬.
«Моление¬ Даниила Заточника.
Зодчество:
Успенский
и
Дмитриевский соборы, Золотые
ворота во Владимире-на-Клязьме,
церковь Покрова на Нерли.
Изобразительное
искусство.
Культура в период монголотатарского ига. «Слово о погибели
Русской земли¬, «Повесть о
разорении
Рязани
Батыем¬,
«Задонщина¬,
«Сказание
о
Мамаевом побоище¬. Архитектура.
Иконопись. Феофан Грек. Андрей
Рублев.
Проверка уровня знаний и умений
по пройденной теме.
главное;
причинно-следственные
связи, роль личности.
Уметь выделять общее и особенное в
произведениях культуры каждого
удельного
княжества,
учиться
анализировать исторические истоки,
делать выводы.
21557c56ba0d?backUrl=%2F07
.1%2F06
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/lesso
n/40f0d61a-be72-4957-a95060ea9bf9f98e?backUrl=%2F07.
1%2F06
Решение заданий.
https://multiurok.ru/files/kimyv-formate-ege-dlia-10-klassapo-teme-drevniai.html
Политические,
социальные,
экономические и территориальногеографические
причины
превращения Москвы в центр
объединения русских
земель.
Политика московских князей.
Борьба
за
власть
внутри
Московского
великокняжеского
дома.
Причины возвышения
Москвы. Московский князь Иван
Данилович Калита, особенности
внутренней и внешней политики.
Дмитрий
Иванович
Донской.
Куликовская
битва.
Поход
Уметь анализировать историческую
карту;
определять
территории
крупнейших княжеств и территории,
утраченные
Русью.
Выделять
предпосылки объединения русских
земель.
Причины
Московского
княжества.
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/lesso
n/dff9a12c-28e8-435c-921977a954614a24?backUrl=%2F07
.1%2F06
12, Решение заданий
1
1
по
теме
«История
13
России с древности
до конца XIII в¬
История России с начала XIV до конца XVI вв. 11 часов
14
Начало
образования
Российского
централизованного
государства.
Москва как центр
объединения
русских земель.
1
Тохтамыша на Русь.
Династическая война 1427 – 1452 Уметь кратко излагать исторический https://lesson.academyгг. Василий II Темный.
content.myschool.edu.ru/lesso
материал.
Политика
московских князей
в первой половине
XV в.
1
Завершение
объединения
русских земель и
образование
Российского
государства
Россия при Иване
IV
1
Правление
Ивана
III.
Присоединение
Новгорода.
«Стояние на Угре¬. «Судебник
1497¬. Василий III.
Уметь
устанавливать
причинноследственные связи: изменения в
жизни
страны; уметь выделять
исторические закономерности.
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/lesso
n/13697431-43ec-4bcf-b26c6dad20a8e052?backUrl=%2F07
.1%2F06
2
Уметь устанавливать причинноследственные связи, роль личности в
истории;
Умение кратко и развернуто давать
ответы, оперировать понятиями.
https://resh.edu.ru/subject/les
son/2047/start/
19
Расширение
территории России
в XVI в. Ливонская
война.
1
20
21
Смута
2
Регенство Елены Глинской. 1547
год – венчание на царствование.
Избранная рада. Земский собор.
Приказная система центральных
органов
власти.
Судебник.
«Стоглав¬.
Опричнина
Ивана
Грозного.
Присоединение
Казанского
княжества.
Присоединение
Астраханского
княжества.
Присоединение Сибири. Ливонская
война.
Правление Федора Ивановича.
Борис Годунов. Гибель царевича
Дмитрия.
Лжедмитрий
I.
Правление
Лжедмитрия
I.
Правление Василия Шуйского.
Выступление
под
предводительством
Ивана
Болотникова. Лжедмитрий II –
«тушинский
вор¬.
«Семибоярщина¬. Первое народное
ополчение
(Ляпунов).
Второе
15
16
17
18
n/cec9d592-b7c9-40ca-889c903b6f15c833?backUrl=%2F07.
1%2F06
Обобщить и систематизировать знания https://resh.edu.ru/subject/les
об особенностях внешнеполитических son/2046/start/
задач, которые стояли перед Россией.
Уметь выделять главное, причинноследственные связи, итоги.
Уметь анализировать исторические
источники, осмысление их. Давать
оценки историческим явлениям.
https://resh.edu.ru/subject/les
son/2524/start/
22
Культура России в
XIV-XVI вв.
1
23
24
Решение заданий
по теме «История
России с начала
XIV до конца
XVIвв¬
1
1
народное
ополчение
(Д.
Пожарский, К. Минин). Земский
собор 1613 г.
«Хождение за два моря¬ А. Изучать, сравнивать, анализировать, https://resh.edu.ru/subject/les
Никитин. Начало книгопечатания в описывать.
son/2522/start/
России. Иван Федоров. Живопись.
Архитектура. Успенский собор.
Шатровый стиль. Собор Василия
Блаженного. Федор Конь.
https://testschool.ru/2021/02/
Проверка уровня знаний и умений Решение заданий.
по пройденной теме.
11/test-po-istorii-rossiimoskovskoe-knyazhestvo-vkoncze-xiv-nachale-xvi-v-6klass/
История России XVII-XVIII вв 10 часов
25
Первые Романовы
1
26
Церковный раскол.
Социальные
движения в XVII
веке
1
27
Внешняя политика
России в XVII веке
1
28
Культура России в
XVII веке.
1
Итоги
смутного
времени.
Экономическая система в XVII в.
Внутренняя политика России в
XVII в. Михаил Романов и
Филарет. Алексей Михайлович.
Соборное
уложение.
Федор
Алексеевич. Царевна Софья.
Патриарх
Никон.
Церковные
реформы. Раскол. Старообрядцы.
Протапоп Аввакум.
Объяснять
причины
отставания https://resh.edu.ru/subject/les
России. Оформлять результаты своей son/2526/start/
деятельности в виде таблицы
Поляновский мир. Воссоединение
Украины с Россией. Освоение
Сибири и Дальнего Востока.
Светский
характер
культуры.
Научные
знания.
Литература.
Театр. Архитектура. Живопись.
Давать характеристику состояния
России накануне решающих перемен.
Уметь: составлять схемы, объяснять
значение реформ и их влияние на
развитие государства.
Знать причины восстаний, участников,
их требования. Уметь показывать
районы восстаний, объяснять причины
Знать и показывать по карте основные https://resh.edu.ru/subject/les
направления
внешней
политики. son/2043/start/
Называть причины войн, показывать
на карте театр военных действий
https://resh.edu.ru/subject/les
son/2044/start/
https://resh.edu.ru/subject/les
son/2042/start/
29
Россия при Петре I
1
Великое посольство. Северная
война.
Основные
сражения.
Ништадтский мирный договор.
Реформы
Петра
в
области
экономике, управления, военном
деле, социальной сфере. Народные
выступления в первой половине
XVIII в.
30
Период дворцовых
переворотов
1
31
Внутренняя
политика
Екатерины II
1
32
Россия в войнах
второй половины
XVIII века
1
Россия в период дворцовых
переворотов. Борьба дворцовых
группировок за власть.Екатерина I
и А. Д. Меншиков. Петр III. Анна
Иоанновна,
бироновщина,
кондиции. Россия при Елизавете
Петровне.
Петр III. Екатерина II. Эпоха
«просвещенного
абсолютизма¬.
Развитие
промышленности
и
торговли. Крестьянская война под
предводительством Е. Пугачева.
Россия в Семилетней войне.
Русско-турецкие войны: выход к
Черному морю. П. А. Румянцев. Г.
А. Потемкин. Ф. Ф. Ушаков. А. В.
Суворов. Разделы Польши.
33
Культура России в
XVIII веке.
1
Эпоха Просвещения. Развитие
образования. Наука и техника.
Литература. Живопись – парадные
портреты.
Скульптура.
Архитектура. Театр.
восстаний и поражения
Давать характеристику состояния
России накануне решающих перемен.
Уметь: составлять схемы, объяснять
значение реформ и их влияние на
развитие государства.
Знать причины восстаний, участников,
их требования. Уметь показывать
районы восстаний, объяснять причины
восстаний и поражения
Знать
причины
дворцовых
переворотов, хронику событий и
действующих лиц.
Анализировать политику Екатерины 2,
определять значение ее реформ для
России, объяснять особенности и
сходства с политикой императоров 18
века. Определять основные черты
экономического развития (тенденции и
противоречия). Делать вывод о
влиянии
крепостного
права
на
развитие отраслей экономики.
Показывать противоречивый характер
политики Павла I. Объяснять причины
последнего дворцового переворот.
Определять направление внешней
политики. Показывать на карте
территориальные
приращения.
Рассказывать о военных действиях с
опорой на термины и даты
Выделять
особенности
развития
отечественной
культуры.
Устанавливать связь между развитием
экономики,
политики
и
культуры.Описывать образ жизни
различных слоев общества
https://resh.edu.ru/subject/les
son/2079/start/
https://resh.edu.ru/subject/les
son/2533/start/
https://resh.edu.ru/subject/les
son/2536/start/
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/lesso
n/45b5fb52-9e1b-4f01-a91a2569cab3de48?backUrl=%2F07
.1%2F08
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/lesso
n/2d1101ef-e4b0-46c6-8b542fe4160871fb?backUrl=%2F07.
1%2F08
34
Решение заданий
по теме «История
России XVIIXVIIIвв¬
Проверка уровня знаний и умений Решение заданий.
по пройденной теме.
1
https://obrazovaka.ru/test/poistorii-rossii-v-17-18-vekeonline-s-otvetami.html
11 класс
№
п/
п
Разделы, темы
учебного занятия
(урока)
Кол
ичес
тво
часо
в
КР
ПР
Программное содержание
Основные виды деятельности
обучающихся
Электронные (цифровые
образовательные ресурсы)
Россия при Павле I. Внутренняя
политика. Реформы Александра I.
Войны с Францией. Тильзитский
мир.
Война
с
Персией.
Отечественная война 1812 г:
основные сражения. Заграничный
поход русской армии 1813-1814 гг.
Венский конгресс. Священный
союз.
Называть:
годы
царствования
Александра I, характерные черты
внутренней политики Александра I.
Определять
предпосылки
и
содержание
проектов
М.
М.
Сперанского; причины их неполной
реализации и последствия принятых
решений.
Называть основные цели, задачи и
направления
внешней
политики
страны;
показывать
на
карте,
оценивать ее результативность. Знать
хронологические
рамки
Отечественной воины 1812 г.; планы
сторон, характер войны, основные
этапы; полководцев и участников
войны; называть и показывать по
карте основные сражения. Объяснять
цели и результат заграничного похода
1812-1814 гг.; называть основные
направления
внешней
политики
страны в новых условиях
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/lesso
n/ba515816-73ba-47ef-972a583fc7e94c19?backUrl=%2F07.
1%2F09
«Россия в XIX веке¬ 11 часов
1
Внутренняя и
внешняя политика
Александра I.
1
2
Восстание
декабристов
1
3
Россия при
Николае I:
внутренняя и
внешняя политика
1
4
Общественная
мысль в 1830-1850
гг.
1
«Общество любомудров¬. «Теория
официальной
народности¬.
Западники
и
славянофилы.
«Общинный социализм¬ А. И.
Герцена. Петрашевцы.
5
Русская культура в
первой половине
XIX века.
1
Развитие системы образования:
университеты,
институты,
реальные училища. Развитие науки.
Литература: романтизм, реализм.
Искусство (живопись)Скульптура.
Архитектура. Театр. Музыка.
Александр II. Отмена крепостного
права:
причины,
разработка
реформы, проведение. Значение
отмены крепостного права в
России.
Земская
реформа.
6,7 Александр II.
Реформы 18601870-х гг.
2
Последние годы царствования
Александра I. Аракчеев А. А.
«Союз
спасения¬.
«Союз
благоденствия¬. «Северное тайное
общество¬ и «Южное тайное
общество¬.
Выступление
декабристов на Сенатской площади
14 декабря 1825 года.
Николай
I.
Расправа
над
декабристами.
Кодификация
законов, М. М. Сперанский.
Реформы П. Д. Киселева и Е. Ф.
Канкрина. Война с Персией. Война
с Турцией. Кавказская война.
Договоры с Китаем. Крымская
война: причины, участники, ход
военных
действий,
итоги.
Парижский мирный договор.
Называть причины возникновения
общественного движения; основы
идеологии, основные этапы развития
общественного движения. Объяснять
цели
и результат деятельности
декабристов; оценивать историческое
значение восстания декабристов.
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/lesso
n/4321ffbf-dbcd-4173-9c54e52836e46eb4?backUrl=%2F07
.1%2F09
Знать годы царствования Николая I;
называть
характерные
черты
внутренней политики Николая I.
Называть
основные
направления
внешней политики страны. Причины
кризиса в международных отношениях
со странами Запада. Знать даты,
причины, характер войны; показывать
на карте места военных действий;
объяснять
значение
и
итоги
Парижского мирного договора.
Называть
существенные
черты
идеологии и практики общественных
движений;
сравнивать
позиции
западников
и
славянофилов,
высказывать свою оценку.
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/lesso
n/8ac8b8a7-b7f7-4e87-ac1af52da6e4bc33?backUrl=%2F07.
1%2F09
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/lesso
n/9ca94d71-3459-4b02-adb9298bb338c9e6?backUrl=%2F07
.1%2F09
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/lesso
n/e33b7d5f-be1b-4404-b83ab2da5f483a39?backUrl=%2F07.
1%2F09
Называть
предпосылки
отмены https://resh.edu.ru/subject/les
крепостного права; излагать причины son/1615/start/
отмены крепостного права; называть
альтернативные варианты отмены
крепостного права; знать основные
8
Общественное
движение второй
половины XIX вв.
1
9
Внутренняя и
внешняя политика
Александра III
Культура второй
половины XIX в.
1
10
11
1
Решение заданий
по теме «Россия в
XIX в¬
1
Судебная реформа. Городская
реформа.
Военная
реформа.
Реформа просвещения. Реформа
печати. Значение либеральных
реформ.
Либеральные
идеи.
Теория
«крестьянского
социализма¬.
«Земля и воля¬. Народничество.
Три течения в народничестве:
бунтарское,
заговорщическое,
пропагандистское. «Хождение в
народ¬. Раскол «Земли и воли¬:
«Черный передел¬ и «Народная
воля¬. Убийство Александра II.
Рабочее движение. «Освобождение
труда¬. В. И. Ульянов (Ленин).
Александр III. Контрреформы.
Русско-турецкая война 1877-1878
гг. Образование военных блоков.
Процесс демократизации культуры.
Система образования. Развитие
науки. Литература. Искусство.
Живопись.
Скульптура.
Архитектура.
Театр.
Музыка.
Печать и книгоиздательское дело.
Проверка уровня знаний и умений
по пройденной теме.
положения крестьянские
объяснять
значение
крепостного права
реформы;
отмены
Называть
существенные
черты https://resh.edu.ru/subject/les
идеологии и практики консерватизма и son/2557/start/
либерализма,
радикального
общественного движения.
Называть организации и участников
общественного движения; называть
существенные черты идеологии и
практики общественных движений
(консервативных,
либеральных,
радикальных)
https://resh.edu.ru/subject/les
son/1617/start/
Система образования. Развитие науки. https://resh.edu.ru/subject/les
Литература. Искусство. Живопись. son/2096/start/
Скульптура.
Архитектура.
Театр.
Музыка. Печать и
Решение заданий.
https://nsportal.ru/shkola/istor
iya/library/2011/11/26/zadaniy
a-dlya-podgotovki-k-ege-poistorii-rossii-xix-vek
Обеспечить усвоение знаний по теме.
Отработать навыки работы с текстом,
картой, дополнительным материалом,
опорными конспектами.
https://resh.edu.ru/subject/les
son/2095/start/
«Россия в первой половине XX века¬ - 11 часов
12
Социальноэкономическое и
политическое
развитие страны в
начале XX в.
1
Особенности
экономического
развития России в начале XX в.
Социальный состав населения.
Политическое развитие. Николай II
–
последний
российский
Русско-японская
война.
13
Революция 19051907 гг. Столыпин
П. А.
1
14
Культура в начале
XX века
1
15
Россия в Первой
мировой войне.
1
16
Великая
российская
революция.
1
император.
Необходимость
модернизации. Реформы С. Ю.
Витте. Русско-японская война.
Портмутский мирный договор.
Образование первых в России
политических партий.
Причины революции. Основные
события революции. Деятельность
I и II Думы. Итоги первой русской
революции. Реформы П.
А.
Столыпина.
Добиться усвоения учащимися
понятий по теме. Способствовать
развитию психологических качеств
интеллекта учащихся, воли и
самостоятельности, познавательных
интересов.
Серебряный век русской культуры. Называть выдающихся представителей
Развитие образования и науки. и достижения российской науки
Выдающиеся писатели и поэты
Серебряного
века.
Искусство.
Живопись.
Скульптура.
Архитектура. Музыка.
Причины первой мировой войны, Обеспечить усвоение знаний по теме.
участники. Позиция большевиков. Отработать навыки работы с текстом,
События на фронтах первой картой, дополнительным материалом.
мировой войны. «Прогрессивный
блок¬. Влияние войны на ситуацию
в стране.
Февральская революция 1917 года: Определить расстановку политических
причины, участники. От Февраля к сил
после
падения
монархии;
Октябрю.
Двоевластие. характеризовать «Апрельские тезисы¬
Октябрьская
революция. В.И. Ленина, альтернативы развития
Провозглашение и утверждение страны и эволюцию тактической
советской власти. II съезд Советов, линии
большевиков;
дать
первые декреты.
характеристику причин, хода и итогов
кризисов власти весной – летом 1917
г.; раскрыть основные события весны
– лета 1917 г.; выяснить переломный
характер июльских событий и тактику
поведения основных политических сил
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/lesso
n/f53214ba-db70-4457-bed26118e17a70e5?backUrl=%2F07
.1%2F09
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/lesso
n/585dad88-b3d0-43d3-b3fb4c9b7ceecbfc?backUrl=%2F07.
1%2F09
https://resh.edu.ru/subject/les
son/4651/start/204076/
https://resh.edu.ru/subject/les
son/5572/start/282661/
17, Внутренняя и
18 внешняя политика
советского
правительства в
1917-1920 гг.
Гражданская
война.
19
Советская Россия,
СССР в 1920-1930е гг.
20, Великая
21 Отечественная
война 1941-1945
гг.
2
1
2
Первые мероприятия Советской
власти. Разгон Учредительного
собрания.
Брестский
мир.
Политика «военного коммунизма¬.
Гражданская
война:
причины,
участники, основные события.
Интервенция. Итоги гражданской
войны.
Переход к новой экономической
политике. Суть НЭПа. Образование
СССР. Политическая жизнь в 20-е
– 30-е гг. Внутренняя борьба.
Культ
личности
Сталина.
Массовые репрессии. Ускоренная
модернизация: индустриализация,
коллективизация.
Культурная
революция.
СССР накануне войны. Основные
этапы
и
сражения
Великой
Отечественной войны. Война с
Японией. Героизм советских людей
во время войны. Партизанское
движение.
Антигитлеровская
коалиция.
Итоги
Великой
России после июльского кризиса;
установить особенности выступления
генерала Л.Г.
Корнилова
Знать сущность, основные этапы и https://resh.edu.ru/subject/les
события
гражданской
войны; son/4652/start/282712/
причины,
характер,
особенности
гражданской войны и интервенции;
уметь
давать характеристику
экономического
и
политического
кризиса в стране в начале 20-х гг.
Установить содержание, итоги и
последствия
политики
«военного
коммунизма¬; причины перехода к
НЭПу; уметь сравнивать НЭП и
политику «военного коммунизма¬;
знать
принципы
национальной
политики
большевиков;
выявить
предпосылки, причины и принципы
образования СССР; уметь определять
образование союзного государства как
один
из
решающих
факторов
обеспечения благоприятных условий
для переустройства общества, подъема
экономики, культуры всех советских
республик, укрепления оборонного
могущества
и
международных
позиций СССР
Определить
причины
временных
неудач Красной Армии. Уяснить
великий освободительный характер
войны со стороны советского народа;
выявлять программу мобилизации
всех сил страны на разгром врага.
Раскрыть планы воюющих сторон на
https://resh.edu.ru/subject/les
son/5575/start/283111/
https://resh.edu.ru/subject/les
son/4656/start/304356/
Отечественной войны.
22
Решение заданий
по теме «Россия в
первой половине
XX вв.¬
1
1942 г. и причины неудач Красной
Армии в Крыму и под Харьковом;
определять
цель,
сущность
и
последствия политики Германии на
оккупированных территориях СССР;
уметь
характеризовать
советское
партизанское и подпольное движение;
выяснить
особенности
оборонительного
этапа
Сталинградской
битвы;
давать характеристику мероприятий
по
созданию
антигитлеровской
коалиции.
https://testschool.ru/2021/12/
Проверка уровня знаний и умений Решение заданий.
по пройденной теме.
06/test-po-istorii-rossiirossijskaya-imperiya-v-nachalexx-v-soczialnoekonomicheskoe-razvitie-rossiina-rubezhe-hih-hh-vv-9-klass/
Россия во второй половине XX в – начале XXI вв.¬ 10 часов
23
СССР в первое
послевоенное
десятилетие.
«Холодная война¬
1
24
СССР в середине
1950-х – середине
1960-х гг.
1
25, СССР в середине
1960-х – середине
2
Восстановление
народного
хозяйства.
Идеологические
кампании
конца
1940-х
гг.
«Холодная война¬ и ее влияние на
внутреннюю и внешнюю политику
СССР.
Н. С. Хрущев, приход к власти. XX
съезд КПСС. «О культе личности и
его последствия¬. Общественнополитическая
жизнь
страны.
Реформы
в
социальноэкономической сфере. Внешняя
политика.
Приход к власти Л. И. Брежнева.
Экономическая реформа 1965 года.
Уметь характеризовать состояние https://resh.edu.ru/subject/les
советской экономики после войны; son/6090/start/175291/
определять изменения, произошедшие
в послевоенные годы в экономике и
социальной жизни;
Понимать неизбежность изменения https://resh.edu.ru/subject/les
советской экономической системы в son/6157/start/283205/
середине 80 гг.;
раскрывать основные направления
экономической реформы 1965 г. и
особенности экономического развития
страны в 1964 – 1984 гг.; определять
причины неудач реформирования и https://resh.edu.ru/subject/les
сущность
нарастания
застойных
26
1980-х гг.
27, СССР во второй
28 половине 1980-х
гг.: внутренняя и
внешняя политика.
Распад СССР.
29
Развитие науки и
культуры в 1950 –
1980-х гг.
30, Россия в 1992 –
31 2014 гг.
32
Решение заданий
по теме «Россия во
2
«Продовольственная программа¬.
Концепция
«Развитого
социализма¬. Внешняя политика.
М. С. Горбачев. Перестройка.
Авария
на
Чернобыльской
АЭС.Внешняя политика: «новое
политическое
мышление¬.
События 1991 г. Распад СССР.
1
Искусство. Живопись. Скульптура.
Архитектура. Музыка.
2
Становление новой российской
государственности. События 1993
г. Принятие Конституции 1993 г.
Переход к рыночной экономике.
Политическое,
экономическое,
национальное, культурное развитие
современной
России.Россия
в
системе
современных
международных отношений.
1
Проверка уровня знаний и умений
по пройденной теме.
явлений в экономике и социальной son/4872/start/282006/
сфере
Знать исторические предпосылки и
неизбежность радикальной реформы
советской политической системы;
понимать альтернативные пути её
осуществления;
устанавливать причины, особенности,
ход и итоги «перестройки¬
Знать
исторические
условия,
отражение исторических событий в
культуре
России
и
мира; раскрывать основные стили,
направления, их особенности и их
связь с конкретной исторической
обстановкой в культуре России и
мира;
знать
особенности
мировоззрения
и
творчества
интеллигенции;
определить
мировое
значение
культуры России
Знать
изменение
расстановки
основных политических сил после
августа 1991 г. и особенности
становления
российской
государственности;
уметь
характеризовать
результаты
политического развития страны в 90-е
гг.; Определять причины, сущность и
последствия финансового кризиса
1998 г.;
знать содержание различных планов
перехода России к рынку
Решение заданий.
https://resh.edu.ru/subject/les
son/6402/start/282379/
https://resh.edu.ru/subject/les
son/6228/start/211298/
https://resh.edu.ru/subject/les
son/5800/start/293568/
https://testschool.ru/2018/01/
30/test-po-istorii-rossiya-na-
второй половине
XX в – начале
XXIвв.¬
Итоговый контроль – 2 часа
33, Пробный ЕГЭ
34
2
rubezhe-xx-xxi-vekov-11-klass/
Проверка уровня знаний и умений Решение КИМа.
по пройденной теме.
https://histege.sdamgia.ru/test?id=449360
1