МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Нижегородской области
Управление образования, молодежной политики и спорта администрации Пильнинского
муниципального округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Пильнинская средняя школа
«Содружество»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Утверждено Приказом
директора
от 26.08.2025 г. №27 о.д.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Индивидуальный проект»
для обучающихся 10 класса
1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Индивидуальный проект» для 10 класса
разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»; федеральным государственным образовательным
стандартом среднего общего образования.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и
навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, необходимых для
выполнения индивидуальных проектов. Содержание программы сфокусировано на процессах
исследования ипроектирования (в соответствии с ФГОС), но вместе с тем содержит необходимые
отсылки к другим типам деятельности. При этом программа предполагает практические задания
на освоение инструментария исследования и проектирования в их нормативном виде и в их
возможной взаимосвязи. Тематически программа построена таким образом, чтобы дать
представление о самых необходимых аспектах, связанных с процессами исследования и
проектирования, в соответствии с существующими культурными нормами. С помощью данного
курса предполагается адаптирование этих норм для понимания и активного использования
школьниками в своих проектах и исследованиях.
Основная цель учебного предмета – формирование у обучающихся навыков
разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов работы над
индивидуальным проектом, направленным на решение научной, личностно и (или) социально
значимой проблемы, овладение учебно- познавательными и ценностно-смысловыми
компетенциями.
Задачи:
— реализация
требований
ФГОС к личностным
и метапредметным
результатам освоения основной образовательной программы;
2
— формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения
методов, технологий и форм организации проектной и учебно- исследовательской деятельности
для достижения практико-ориентированных результатов образования;
— повышение эффективности освоения обучающимися основной образовательной
программы, а также усвоения знаний и учебных действий;
- формирование у обучающихся познавательных, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе проектной деятельности;
- становление у обучающихся общей культуры, функциональной грамотности.
На изучение учебного курса «Индивидуальный проект» в 10 классе на уровне
среднего общего образования отводится 34 часа (1 ч в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Тема 1. Культура исследования и проектирования
Культура исследования и проектирования. Этика научного исследования. Понятие
проекта. Ресурсное обеспечение. Виды проектов. Знакомство с примерами ученических проектов.
Планирование проекта. Формы продуктов проектнойдеятельности и презентация проекта.
Тема 2. Способы получения и переработки информации. Обзор
литературы по теме исследования
Составление списка литературы по теме исследования. Работа с первоисточниками.
Основы правильного цитирования. Виды цитирования. Антиплагиат. Заимствование информации.
ИКТ-средства при работе над проектом. Нормы информационной безопасности при выполнении
проектных заданий.
Тема 3. Особенности и структура проекта, критерии оценки. Виды
проектов. Составление индивидуального рабочего плана
Структура проекта. Виды и типы проектов. Объект и предмет исследования. Гипотеза
исследования. Практическая и теоретическая значимость исследования. Критерии оценки
различных проектов. План работы над проектом. Планирование действий — шаг за шагом по
пути к реализации проекта
3
Тема 4. Замысел проекта. Условия реализации проекта
Понятия «проблема» и «позиция» при осуществлении проектирования, проблемная
ситуация. Целеполагание и постановка задач. Прогнозирование результатов проекта. Ресурсы и
бюджет проекта. Поиск недостающей информации, её обработка и анализ. Сторонники и команда
проекта: как эффективно использовать уникальный вклад каждого участника. Модели
управления проектами.
Тема 5. Исследование как элемент проекта и как тип деятельности.
Методы исследования
Понятие о методах исследования: раскрытие сущности понятий
«исследование», «эксперимент», «исследовательский проект», «методы исследования»,
«опыт»,
«социологический
опрос»,
«интернет-опрос»,
«интервьюирование», «анкетирование», «анализ статистических данных»,
«моделирование». Различные методы исследования для решения проектных задач. Создание
моделей при осуществлении работы над проектом. Статистическая обработка полученной
информации. Анализ результатов исследования.
Тема 6. Трудности реализации проекта
Жизненный цикл проекта. Переосмысление замысла проекта. Возможные риски и
трудности реализации проекта; способы предупреждения рисков; новые версии решения
проблемы, аналитическая работа над своим проектом.
Тема 7. Подготовка проекта к защите
Создание продукта проекта. Оформление результатов исследования.
Обобщение и популяризация собственного проектного опыта. Выводы по результатам
проведённой проектной работы. Возможности сетей для поиска
единомышленников и продвижения проектов. Определение наглядности, ёмкости,
информативности выступления при защите проекта. Подготовка к защите. Работа над речью.
Культура публичных выступлений.
Практические работы
4
Практическая работа №1 «Понятие и определение актуальности темы.
Выбор и формулировка темы проекта».
Практическая работа №2 «Оформление разделов «Выводы» и
«Заключения» на пробных проектах».
Практическая работа №3 «Основы правильного цитирования».
Практическая работа №4 «Подготовка и оформление 1 главы
исследовательского проекта».
Практическая работа №5 «Применение различных методов исследованияпри
решении проектных задач».
Практическая работа №6«Анализ проектного замысла «Превратим мусор вресурс».
Сравнение проектных замыслов
Практическая работа №7 «Анализ проектного замысла «Завод по
переработке пластика»
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ
«ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ
ПРОЕКТ»
НА
УРОВНЕ
СРЕДНЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ОБЩЕГО
Согласно ФГОС СОО, устанавливаются требования к результатам освоения обучающимися
программ среднего общего образования: личностным, метапредметным и предметным.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному
самоопределению;
2) сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности;
3) развитие системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностносмысловых установок, отражающих личностные и гражданские позициив деятельности;
4) развитие толерантного сознания;
5) развитие правосознания, экологической культуры, осознание российской
гражданской идентичности в поликультурном социуме; осознание единства и целостности
окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений
науки;
6) развитие нравственного сознания и поведения на основе усвоения
общечеловеческих ценностей;
5
формирование собственной позиции по отношению к информации, получаемой из
разных источников; развитие собственного целостного мировоззрения;
8) развитие способности ставить цели и строить жизненные планы;
9) развитие готовности к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни;
10) развитие способности строить индивидуальную образовательную
траекторию;
11) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности каквозможности
участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
7)
МЕТАПРЕДМЕТНЫМИ результатами освоения курса «Индивидуальныйпроект»
являются:
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель
учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения
проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии
оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять
причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на
основе дихотомического деления (на основеотрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных
связей.
6
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать
информацию из одного вида в другой.
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск
информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Уметь использовать средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)
в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых
и этических норм, норм информационной безопасности.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие
цели, распределять роли, договариваться друг с другоми т.д.).
в дискуссии уметь вы двинуть аргументы и контраргументы;
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения и корректировать его;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;
владеть языковыми средствами – умением ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и
незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
ПРЕДМЕТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ
изучения курса является умение обучающихся осуществлять учебные
действия:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
давать определения понятиям: проблема, позиция, проект, проектирование,исследование,
конструирование, планирование, технология, ресурс проекта, риски
7
проекта, гипотеза, предмет и объект исследования, метод исследования, экспертноезнание;
раскрывать этапы цикла проекта;
раскрывать суть основных методов исследования;
знать структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы;
самостоятельно применять приобретённые знания в проектной деятельности при
решении различных задач с использованием знаний одного или нескольких учебных предметов
или предметных областей;
владеть методами поиска, анализа и использования научной информации; публично
излагать результаты проектной работы.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
демонстрировать осознанное отношение к осуществлению проектной иисследовательской
деятельности.
3. В сфере трудовой деятельности:
работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их
цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по
проблеме;
выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности адекватные
задачам исследования;
оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и
проектной работы;
рецензировать чужую исследовательскую или проектную работы
4. В эстетической сфере:
уметь эстетично оформлять результаты своего исследования.
№
п/п
1
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
Наименование
разделов и тем
Контрольные
Всего
программы
работы
Культура
исследования и
проектирования
5
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
http://globallab.ru/
8
Способы
получения и
переработки
2
информации.
Обзор литературы
по теме
исследования
Особенности и
структура
3
проекта, критерии
оценки.
Виды проектов.
Замысел проекта.
Условия
4
реализации
проекта
Исследование
как элемент
проекта и как тип
5
деятельности.
Методы
исследования
Трудности
6
реализации
проекта
Подготовка к
7
защите проекта
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
5
1
http://www.library.ru/
http://online.multilex.ru/
5
http://www.library.ru/
0,5
2
http://www.library.ru/
1
6
0,5
4
1
7
34
0
0
4
http://www.library.ru/
http://www.library.ru/
http://www.library.ru/