МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Нижегородской области
Управление образования, молодежной политики и спорта администрации
Пильнинского муниципального округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пильнинская средняя школа «Содружество»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Утверждено
приказом директора
от 25.02.2025 г. №178/1
о.д.
Рабочая программа общего образования
обучающихся с нарушением интеллекта
«География»
(для 6 класса)
Пильна
2025
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ............................................................... 3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ .................................................................... 6
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ............................................................. 8
2
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «География» составлена
на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом
Министерства
просвещения
России
от
24.11.2022
г.
№
1026
(https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с нарушением
интеллекта
с
учетом
реализации
их
особых
образовательных
потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «География» относится к предметной области
«Естествознание» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «География» в 6 классе рассчитана на 34 учебные недели и
составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
ФАООП УО определяет цель и задачи учебного предмета
«География».
Цель обучения - сформировать у обучающихся с нарушением
интеллекта умение использовать географические знания и умения в
повседневной жизни для объяснения, оценки разнообразных природных,
социально-экономических
и
экологических
процессов
и
явлений,
адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности
жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей
среде.
Задачи обучения:
формирование представлений о географии и ее роли в понимании
природных и социально-экономических процессов и их взаимосвязей;
3
формирование представлений об особенностях природы, жизни,
культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах
России, разных материков и отдельных стран;
формирование
умения
выделять,
описывать
и
объяснять
существенные признаки географических объектов и явлений;
формирование умений и навыков использования географических
знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов,
адаптации
к
условиям
территории
проживания,
соблюдения
мер
безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф;
овладение основами катастрофической грамотности и использование
элементарных
практических
умений
и
приемов
использования
географической карты для получения географической информации;
формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и
явлениями
географической
среды,
их
изменениями
в
результате
природных и антропогенных воздействий.
Рабочая программа по учебному предмету «География» в 6 классе
определяет следующие задачи:
формирование у обучающихся представлений о географии как науке;
обучение ориентированию по Солнцу, признакам погоды, Полярной
звезде;
формирование представлений об опасных природных явлениях,
формирование географических представлений о рельефе и водоемах
нашей планеты;
формирование
умения
работать
с
географической
картой,
графической наглядностью;
воспитание патриотических чувств, видение красоты природы,
бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными
направлениями природоохранительной работы;
4
формирование умения применять полученные знания в повседневной
жизни.
5
II.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Содержание учебного предмета «География» позволяет формировать
у обучающихся широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как
умение
классифицировать,
наблюдать,
делать
выводы,
объяснять,
доказывать, давать определения понятиям.
В процессе изучения учебного предмета «География» в 6 классе
обучающиеся научатся ориентироваться на местности, познакомятся с
физической картой России, ее географическим положением, границами,
формами земной поверхности, водоемами. В данной программе вначале
планируется формирование более точных географических представлений о
рельефе и водоемах своей местности (на экскурсиях и уроках с
использованием видеофильмов). На этих занятиях, готовя к восприятию
следующей темы, учитель может уточнить, какими цветами будут
обозначаться формы рельефа и водоемы на карте.
Затем планируется изучение одной из самых сложных тем курса
географии — «План и карта». При изучении этой темы следует
осуществить постепенный переход от черчения плана стола, класса, к
чтению планов школьного участка и местности, а затем к знакомству с
географической картой.
Такая последовательность изучения тем позволит более логично
перейти от знакомства с физической картой России к изучению глобуса и
физической карты полушарий.
В программу 6 класса введены темы: «Явления природы» (дождь,
ветер, ураган, шторм, землетрясение, извержение вулканов), «Краткие
сведения о Земле, Солнце и Луне», «Планеты», «Освоение космоса». Это
позволит своевременно начать формирование географических знаний в
тесной связи с элементарными физическими и астрономическими, что
создаст наиболее полное представление о планете Земля. Опасные
6
природные явления будут изучаться и в дальнейшем применительно к
конкретным географическим территориям.
Изучение географии в 6 классе предполагает проведение экскурсий с
целью формирования более точных географических представлений о
формах земной поверхности и водоемах местности, где проживают
обучающиеся.
Содержание разделов
№
Название раздела
Количество
часов
5
Контрольные работы
1.
Введение
2.
Ориентирование на местности
5
1
3.
Формы поверхности Земли
4
1
4
Вода на Земле
10
1
5
План и карта
7
1
6.
Земной шар
17
1
7.
Карта России
20
2
Итого
1
68
7
III.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
формирование установки на безопасный здоровый образ жизни;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с задачей, поставленной учителем;
совершенствование умения понимать причины успеха/неуспеха
учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха;
развитие
умения
фиксировать
результаты
самостоятельной
деятельности (наблюдений, опытов);
развитие
навыков
взаимодействия
при
работе
в
паре
при
изготовлении моделей или макета форм рельефа местности;
формирование
эстетических
чувств
при
знакомстве
с
достопримечательностями крупнейших городов России и родного города;
формирование уважения и восхищения людьми, совершившими
научные
открытия
(кругосветные
путешествия,
запуск
искусственных
спутников
Земли и людей в
космос, первые космонавты);
формирование навыков безопасного поведения в природе (при
изучении грозы, молнии, лавин, землетрясений, извержений вулканов и
т.п. явлений природы)
Предметные:
Минимальный уровень:
определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу
и местным признакам природы с помощью учителя;
8
понимать условные знаки карты, показывать с помощью учителя
географические объекты;
узнавать и называть географические объекты (формы поверхности
земли: равнины, холмы, овраги; водоемы), типичных представителей
животного и растительного мира на макетах, рисунках и фотографиях;
называть,
описывать
существенные
признаки
географических
объектов и явлений;
составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и
картины, опорные слова и выражения;
использовать географические знания в повседневной жизни для
объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории
проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий
и техногенных катастроф;
знать основные правила безопасного поведения в природе;
Достаточный уровень:
применять элементарные практические умения и приемы работы с
географической картой для получения географической информации;
определять направления на карте;
вести
наблюдения
за
объектами,
процессами
и
явлениями
географической среды;
сравнивать географические объекты и явления по заданным
критериям;
составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и
картины, опорные слова и выражения;
определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу
и местным признакам природы;
выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;
9
делать схематические зарисовки изучаемых форм земной
поверхности;
читать географическую карту (условные цвета и основные знаки) по
атласам-приложениям к учебнику;
составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и
картины;
показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их
при помощи учителя на контурной карте.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
ориентируется на карте, находит и показывает географические
объекты самостоятельно;
понимает смысл вопроса и
отвечает на вопросы
полными
распространенными предложениями;
соблюдается связность слов в предложении. Приводит примеры,
подтверждающие высказанное суждение;
классифицирует объекты на группы по существенным признакам;
дает
последовательное
описание
объекта,
раскрывающее
его
существенные признаки и свойства;
правильно устанавливает причинно-следственные связи.
10
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
ориентируется на карте, но имеются неточности при нахождении и
показе объекта;
дает полные ответы на вопросы, но нарушена связность слов в
построении предложении;
не полно выделяет существенные признаки объекта, нарушена
последовательность в описании объекта, явления.
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
испытывает затруднения в правильном показе изученных объектов
на карте;
дает неточный или неполный ответ на поставленный вопрос,
материал
излагает
недостаточно
полно
и
последовательно,
нуждается в помощи учителя;
испытывает трудности при классификации объектов на группы;
самостоятельно
не
может
обобщить
полученные
знания
и
установить причинно-следственные связи.
Оценка «2» - не ставится.
11
12