Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Пильнинская средняя школа «Содружество» ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Утверждена приказом директора от 28.08.2024 №31 о.д. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Труд (технология)» для обучающихся 3 класса на 2024 - 2025 учебный год р.п.Пильна, 2024 г. СОДЕРЖАНИЕ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ...........................................................................3 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ………………………………………………...6 3. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ................................................................................7 4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ................................................................9 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА I. Рабочая программа по учебному предмету «Труд (технология)» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR) и адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации особых образовательных потребностей. ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Труд (технология)» относится к предметной области «Технология» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Труд (технология)» в 3 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю). Адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Труд (технология)». Цель обучения – всестороннее развитие личности обучающегося младшего возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах. Задачи обучения: − формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека; − формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека; 3 − расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических традициях в мире вещей; − расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; − формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности; − формирование интереса к разнообразным видам труда; − развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи); − развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение); − развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений; − развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью); − формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации; − формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности. Рабочая программа по учебному предмету «Труд (технология)» в 3 классе определяет следующие задачи: − формирование культуры труда (организация трудовой деятельности, соблюдение техники безопасности, организация рабочего места, качество изготовляемого изделия и, самое главное, отношение к труду); − закрепление и расширение знаний о поделочных материалах (бумаге, картоне, нитках, ткани, природных материалах), применяемых на уроках ручного труда в 3 классе; 4 − ознакомление с более широким спектром новых поделочных материалов (проволокой, металлом, древесиной и др.), их свойствами, технологиями обработки; − обучение трудовым действиям с новыми поделочными материалами (проволокой, металлом, древесиной и др.), − закрепление и совершенствование двигательных трудовых приемов при работе колющими, режущими и измерительными инструментами; − выработка устойчивости и качества общетрудовых умений и навыков, полученных школьниками ранее (целеполагание, планирование, контроль и оценка действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью); − формирование представлений о видах труда близких к деятельности столяра, переплетчика, слесаря, швеи и др. (усиление профессиональной ориентации); − осуществление нравственного, эстетического, экологического воспитания на уроках ручного труда; − коррекция недостатков мыслительной и речевой деятельности, повышение познавательной активности, компенсация недоразвития эмоционально-волевой сферы и коррекция недоразвития мелкой моторики. 5 II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные: формирование адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей. Предметные: Минимальный уровень: − знать правила организации рабочего места; − знать виды трудовых работ, предусмотренные содержанием программы для третьего класса; − знать названия и свойства поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда в третьем классе, правила их хранения и санитарногигиенические требования при работе с ними; − знать названия инструментов и приспособлений, необходимых на уроках ручного труда, их устройство, правила техники безопасной работы колющими и режущими инструментами; − знать технологические операции (разметка деталей, выделение детали из заготовки; формообразование; сборка изделия; отделка изделия); − знать приемы работы (разметки деталей по шаблону, с помощью линейки; разрывания, отрывания резания; сминания, сгибания; склеивания, сшивания, плетения, соединения деталей с помощью винта и гайки; вышивания, аппликация). − подготавливать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, рационально располагать инструменты, материалы и 6 приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте с частичной помощью учителя и самостоятельно; − разбирать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства с частичной помощью учителя и самостоятельно; − определять способы соединения деталей с частичной помощью учителя и самостоятельно; − составлять стандартный план работы по пунктам с опорой на предметно-операционный план с частичной помощью учителя и самостоятельно; − работать с доступными материалами (с бумагой и картоном, текстильными материалами, древесиной и проволокой). − владеть некоторыми технологическими операциями и приемами ручной обработки поделочных материалов с частичной помощью учителя и самостоятельно. Достаточный уровень: − знать правила рациональной организации труда, включающей в себя упорядоченность действий и самодисциплину; − название инструментов и их устройство, правила обращения с ними и рациональное использование их в том или ином виде работы; − физические и художественно-выразительные свойства материалов, с которыми работают на уроках ручного труда. − самостоятельно находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради; − работать с доступной составлять план работы над для третьеклассников изделием с наглядностью: опорой на предметно- операционные, графические планы, и действовать в соответствии с ними в процессе изготовления изделия; 7 − самостоятельно рассматривать образец несложного изделия, определять его признаки и свойства и планировать ход работы над изделием; − осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы; − оценить свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец); устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами; − выполнять общественные поручения по уборке класса после уроков ручного труда. 8 III. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Учебный материал для третьего класса планируется с учетом повторения, закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков, полученных школьниками во втором классе. Особенностью обучения в третьем классе является расширение спектра видов работы: «Работа с проволокой», «Работа металлоконструктором». с древесиной», Программный «Работа материал с металлом направлен и на формирование у обучающихся с умственной отсталостью представлений о видах труда близких к деятельности столяра, переплетчика, слесаря, швеи. Отличительной особенностью обучения в третьем классе является увеличение степени самостоятельности обучающихся. Анализ образцов изделий предлагается проводить самостоятельно или с частичной помощью учителя. В помощь детям при создании полного и отчетливого образа будущего изделия не исключаются вспомогательные вопросы учителя или сформулированные вопросы в учебнике. Продолжается работа по выработке умений составления «стандартного плана работы» (разметка детали, выделение детали из заготовки, формообразование, сборка изделия, отделка изделия) с опорой на графические и предметнооперационные планы. Обучающиеся с умственной отсталостью ограничены в выборе профессии, поэтому требуются значительные усилия по их профессиональной ориентации. Начиная с третьего класса, усиливается работа по формирование интереса именно к тем профессиям, обучение которым организовано в каждой конкретной образовательной организации. В связи с этим программой предусматривается организация и проведение экскурсий в школьные мастерские. 9 Содержание разделов № Название раздела, темы п/п Количество Контрольные часов работы (кол-во) 1 Работа с природными материалами 8 - 2 Работа с бумагой и картоном 30 - 3 Работа с текстильными материалами 12 - 4 Работа с древесиной 6 - 5 Работа с проволокой 6 - 6 Работа с металлоконструктором 6 - 68 - Итого: 10 № Тема предмета Кол-во часов IV. Вводный урок. Повторение учебного материала 1 и 2 классов 1 2-3 Работа с природными материалами. Аппликация из засушенных листьев «Птица», «Слон» 1 1 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Программное содержание Дифференциация видов деятельности обучающихся Минимальный уровень Знакомство с правилами поведения и работы на уроках труда. Подготовка рабочего места и содержания его в порядке. Повторение видов ручного труда, поделочных материалов и инструментов, используемых при их обработке. Проведение работы с учебником и рабочей тетрадью Рассказывают о правилах поведения и работы на уроках труда по вопросам учителя. Подготавливают рабочее место к работе и содержат его в порядке. Называют виды ручного труда, поделочные материалы и инструменты, используемые при их обработке по вопросам учителя и иллюстрации учебника. Работают с учебником и рабочей тетрадью Работа с природными материалами – 4 часа Повторение видов природных Повторяют виды природных материалов, видов работы с материалов, виды работы с природными материалами. природными материалами. Рассказ о природном Рассказывают о деревьях, материале как поделочном и листьях по вопросам его художественно- учителя. выразительных свойствах. Сравнивают и находят Разбор аппликации и сходство и различия в выделение основных листьях деревьев. Достаточный уровень Рассказывают о правилах поведения и работы на уроках труда. Подготавливают рабочее место к работе и содержат его в порядке. Называют виды ручного труда, поделочные материалы и инструменты, используемые при их обработке. Работают с учебником и рабочей тетрадью Повторяют виды природных материалов, виды работы с природными материалами. Рассказывают о деревьях, листьях. Сравнивают и находят сходство и различия в листьях деревьев. Называют природный материал и его художественно- 11 признаков и свойств аппликационных изображений. Изготовление аппликации из засушенных листьев с опорой на предметно-операционный план в коллективной беседе. Повторение правил организации рабочего места 4-5 Аппликация из скорлупы ореха «Воробьи на ветках», «Черепаха» 1 Рассказ об изделиях и игрушках, сделанных из природных материалов. Определение признаков и свойств орехов. Разбор объекта, по признакам и свойствам, по вопросам учителя и по вопросам, данным в учебнике. Составление плана и Называют природный материал и его художественновыразительные свойства. Называют виды аппликации. Разбирают аппликацию и выделяют основные признаки и свойства аппликационных изображений с помощью учителя. Отображают словесно и предметно-практически пространственные связи частей композиции по вопросам учителя. Составляют аппликацию из сухих листьев с опорой на предметно-операционный план в коллективной беседе. Соблюдают правила организации рабочего места Рассказывают об изделиях и игрушках, сделанных из природных материалов по вопросам учителя. Называют признаки и свойства орехов. Изготавливают изделия из скорлупы грецкого ореха с применением других поделочных материалов под выразительные свойства. Рассказывают о видах аппликации. Разбирают аппликацию и выделяют основные признаки и свойства аппликационных изображений. Отображают словесно и предметно-практически пространственные связи частей композиции. Составляют аппликацию из сухих листьев с опорой на предметно-операционный план в коллективной беседе. Соблюдают правила организации рабочего места Рассказывают об изделиях и игрушках, сделанных из природных материалов. Называют признаки и свойства орехов. Изготавливают изделия из скорлупы грецкого ореха с применением других поделочных материалов. Разбирают объект, 12 изготовление изделия по составленному плану, оценивание своего изделия самостоятельно и по вопросам учителя. Изготовление изделий из скорлупы грецкого ореха с применением других поделочных материалов 6-7 Аппликация из обрывной бумаги «Осеннее дерево» , «Ёлка» 1 контролем учителя. Рассматривают объект, ориентируясь на его признаки и свойства, по вопросам учителя и по вопросам, данным в учебнике. Составляют план и придерживаются его при изготовлении изделия, оценивают свое изделие по вопросам учителя. Работают в коллективе Работа с бумагой и картоном – 6 часов Сравнение разных сортов Сравнивают бумагу разных бумаги. сортов. Определение видов работы с Определяют сорт бумаги по бумагой и приемы работы с изделию с помощью учителя. бумагой. Называют виды работы с Изготовление аппликации из бумагой и приемы работы с обрывной бумаги с опорой на бумагой по вопросам предметно-операционный учителя. план. Выполняют аппликацию из Соблюдение правил обрывной бумаги с опорой организации рабочего места на предметно-операционный план под контролем учителя. Соблюдают правила организации рабочего места ориентируясь на его признаки и свойства, по вопросам учителя и по вопросам, данным в учебнике. Составляют план и придерживаются его при изготовлении изделия, оценивают свое изделие самостоятельно и по вопросам учителя. Работают в коллективе Сравнивают бумагу разных сортов. Определяют сорт бумаги по изделию. Называют виды работы с бумагой и приемы работы с бумагой. Выполняют аппликацию из обрывной бумаги с опорой на предметно-операционный план. Соблюдают правила организации рабочего места 13 8 Аппликация из обрывной бумаги «Медведь» 1 911 Окантовка картона полосками бумаги «Картина на окантованном картоне» 1 12- Работа с проволокой: 13 «Волна», «Кольцо», «Спираль», «Прямой угол» из проволоки 1 Сравнение разных сортов бумаги. Определение видов работы с бумагой и выполнение приемов работы с бумагой. Изготовление аппликации из обрывной бумаги с опорой на предметно-операционный план. Повторение правил организации рабочего места Сравнивают бумагу разных сортов. Определяют сорт бумаги по изделию с помощью учителя. Называют виды работы с бумагой и приемы работы с бумагой по вопросам учителя. Выполняют аппликацию из обрывной бумаги с опорой на предметно-операционный план под контролем учителя. Соблюдают правила организации рабочего места Проверка знаний о картоне. Рассказывают о картоне по Определение приемов работы вопросам учителя. с бумагой (разметка, резание, Рассказывают об окантовке сгибание). картона полосками бумаги Выполнение (понятие «окантовка»). технологических операций, Называют технологические используемых при окантовке операции, используемые при картона. окантовке картона. Выполнение технологии Выполняют окантовку с окантовки с опорой на опорой на предметнопредметно-операционный операционный план под план контролем учителя Работа с проволокой – 4 часа Рассказ о проволоке, Рассказывают о проволоке: познавательные сведения понятие «проволока», Определение понятия применение проволоки в «проволока», применение изделиях из природных и проволоки в изделиях из других материалов, виды и Сравнивают бумагу разных сортов. Определяют сорт бумаги по изделию. Называют виды работы с бумагой и приемы работы с бумагой. Выполняют аппликацию из обрывной бумаги с опорой на предметно-операционный план. Соблюдают правила организации рабочего места Рассказывают о картоне. Рассказывают об окантовке картона полосками бумаги (понятие «окантовка»). Называют технологические операции, используемые при окантовке картона. Выполняют окантовку с опорой на предметно-операционный план Рассказывают о проволоке: понятие «проволока», применение проволоки в изделиях из природных и других материалов, виды и 14 14- Работа с проволокой 15 «Паук» 1 природных и других материалов, Знакомство с видами и свойствами проволоки, инструментами, используемыми при работе с проволокой. Организация рабочего места для работы с проволокой и правила обращения с проволокой. Формообразование при работе с проволокой Освоение технологических приемов работы с проволокой. Формообразование при работе с проволокой. Изготовление изделия из скорлупы грецкого ореха, пластилина и проволоки по предметно-операционному плану самостоятельно и с частичной помощью учителя. Подготовка рабочего места для работы с проволокой, правила обращения с проволокой свойства проволоки, инструменты, используемые при работе с проволокой. Рассказывают об особенностях организации рабочего места для работы с проволокой и правила обращения с проволокой. Осваивают умения формообразования при работе с проволокой свойства проволоки, инструменты, используемые при работе с проволокой. Рассказывают об особенностях организации рабочего места для работы с проволокой и правила обращения с проволокой. Осваивают умения формообразования при работе с проволокой Повторяют познавательные сведения о проволоке, природных материалах и членистоногих животных. Осваивают технологические приемы работы с проволокой под контролем учителя. Изготавливают паука по предметно-операционному плану с частичной помощью учителя. Подготавливают рабочее место для работы с проволокой. Соблюдают правила обращения с проволокой Повторяют познавательные сведения о проволоке, природных материалах и членистоногих животных. Осваивают технологические приемы работы с проволокой. Изготавливают паука по предметно-операционному плану. Подготавливают рабочее место для работы с проволокой. Соблюдают правила обращения с проволокой 15 16 Работа с древесиной. Экскурсия в школьную столярную мастерскую 17- Изготовление изделия 19 из древесины «Опорный колышек для растений», «Домик» 1 1 Работа с древесиной – 4 часа Изделия из древесины. Рассказывают об изделиях из Знакомство с понятиями древесины. «дерево» и «древесина», Знакомятся с понятиями различия между ними. «дерево» и «древесина» и Знакомство с условиями различают их. труда и техникой Обрабатывают древесину безопасности в школьной (зачистка, шлифовка) столярной мастерской. ручными инструментами Выполнение способами (напильник) и обработки древесины приспособлениями ручными инструментами и (крупнозернистая и приспособлениями мелкозернистая наждачная бумага) под контролем учителя. Знакомятся с условиями труда в школьной столярной мастерской Рассказ об изделиях из Рассказывают об изделиях из древесины и их назначении. древесины (опорный Освоение технологии колышек, мерный колышек, изготовления опорного колышек этикетка) и их колышка. назначении. Знакомство с правилами Изготавливают опорный безопасности, подготовка колышек под контролем рабочего места для работы с учителя. древесиной, правила Соблюдают правила безопасной работы с подготовки рабочего места древесиной, инструментами и для работы с древесиной, материалами. правила безопасной работы с Освоение способов древесиной, инструментами обработки древесины и материалами Рассказывают об изделиях из древесины. Знакомятся с понятиями «дерево» и «древесина» и различают их. Обрабатывают древесину (зачистка, шлифовка) ручными инструментами (напильник) и приспособлениями (крупнозернистая и мелкозернистая наждачная бумага). Знакомятся с условиями труда в школьной столярной мастерской Рассказывают об изделиях из древесины (опорный колышек, мерный колышек, колышек этикетка) и их назначении. Изготавливают опорный колышек. Соблюдают правила подготовки рабочего места для работы с древесиной, правила безопасной работы с древесиной, инструментами и материалами Называют свойства бруса Употребляют в речи слова, 16 20- Работа с природными 21 материалами «Птица из пластилина и сухой тростниковой травы» 1 ручными инструментами и Употребляют в речи слова, приспособлениями обозначающие технологический процесс обработки древесины Работа с природными материалами – 2 час Рассказ об изделиях из Рассказывают об изделиях из природных материалов и о природных материалов и о видах работы с природными видах работы с природными материалами. материалами. Выполнение приемов Повторяют приемы соединения деталей из соединения деталей из природного материала: природного материала по соединения с помощью вопросам учителя. заостренной палочки и Используют приемы работы пластилина. с пластилином. Освоение приемов работы с Изготавливают птицу по пластилином. образцу. Изготовление объемных Разбирают изделие изделий из природных самостоятельно и с материалов. частичной помощью Рассмотрение изделия учителя. самостоятельно и с Рассказывают о технологии частичной помощью учителя. изготовления отдельных Рассказ о технологии частей изделия по вопросам изготовления отдельных учителя с опорой на частей изделия по вопросам наглядный материал учителя с опорой на учебника. наглядный материал Ориентируются в учебника пространстве при выполнении объемного изделия под контролем учителя обозначающие технологический обработки древесины процесс Рассказывают об изделиях из природных материалов и о видах работы с природными материалами. Повторяют приемы соединения деталей из природного материала. Используют приемы работы с пластилином. Изготавливают птицу по образцу. Разбирают изделие самостоятельно. Рассказывают о технологии изготовления отдельных частей изделия по вопросам учителя с опорой на наглядный материал учебника. Ориентируются в пространстве при выполнении объемного изделия 17 22- Экскурсия в слесарную 23 мастерскую. Работа с металлоконструктором «Две планки, соединенные винтом и гайкой» 1 24- Работа с 25 металлоконструктором: «Треугольник», «Квадрат» 1 26- Работа с 27 металлоконструктором «Дорожный знак» 1 Работа с металлоконструктором – 6 часа Знакомство с профессией Рассматривают и разбирают слесаря. изделия из Знакомство с условиями металлоконструктора. труда и техникой Находят нужные детали и безопасности в школьной инструменты в наборе слесарной мастерской. «Металлический Получение познавательных конструктор». сведений о Соединяют планки винтом и металлоконструкторе. гайкой под контролем Рассмотрение изделий из учителя. металлоконструктора. Знакомятся с профессией Выполнение технологии слесаря соединения планок винтом и гайкой Подготовка рабочего места и содержания его в порядке. Выполнение технологии соединения планок винтом и гайкой. Разбор изделия самостоятельно и с частичной помощью учителя. Сборка треугольника и квадрата из планок Повторяют познавательные сведения о наборе «Металлический конструктор». Закрепляют владение технологией соединения планок винтом и гайкой под контролем учителя. Рассказывают о треугольнике и квадрате. Собирают треугольник и квадрат из планок Подготовка рабочего места и Повторяют познавательные содержания его в порядке. сведения о наборе Разбор изделия «Металлический Рассматривают и разбирают изделия из металлоконструктора. Находят нужные детали и инструменты в наборе «Металлический конструктор». Соединяют планки винтом и гайкой. Знакомятся с профессией слесаря Повторяют познавательные сведения о наборе «Металлический конструктор». Закрепляют владение технологией соединения планок винтом и гайкой. Рассказывают о треугольнике и квадрате. Собирают треугольник и квадрат из планок Повторяют познавательные сведения о наборе «Металлический конструктор». 18 28- Работа с проволокой 29 «Буквы Л, С, О, В из проволоки» 1 самостоятельно и с конструктор». частичной помощью учителя. Закрепляют владение Выполнение технологии технологией соединения соединения планок винтом и планок винтом и гайкой под гайкой. контролем учителя. Проведение сборки Рассказывают о треугольника и квадрата из треугольнике и квадрате. планок (подбор нужного Собирают треугольник и количества планок с квадрат из планок и соответствующим числом соединяют его с панелью при отверстий и нужного помощи планки и уголка количества винтов и гаек для соединения этих планок) Работа с проволокой – 2 час Освоение понятия Отвечают на вопросы о «проволока», применение проволоке. проволоки в изделиях, виды и Рассказывают о применении свойства проволоки, проволоки в изделиях, видах инструменты, используемые и свойствах проволоки, при работе с проволокой. инструментах, используемых Организация рабочего места при работе с проволокой по для работы с проволокой. вопросам учителя. Разбор изделия Соблюдают правила самостоятельно и с организации рабочего места частичной помощью учителя. для работы с проволокой. Освоение умения Соблюдают правила формообразование изделия обращения с проволокой. при работе с проволокой Осваивают умение формообразования при работе с проволокой под контролем учителя Работа с бумагой и картоном – 14 часов Закрепляют владение технологией соединения планок винтом и гайкой. Рассказывают о треугольнике и квадрате. Собирают треугольник и квадрат из планок и соединяют его с панелью при помощи планки и уголка Отвечают на вопросы о проволоке. Рассказывают о применении проволоки в изделиях, видах и свойствах проволоки, инструментах, используемых при работе с проволокой. Соблюдают правила организации рабочего места для работы с проволокой. Соблюдают правила обращения с проволокой. Осваивают умение формообразования при работе с проволокой. Правильно держат инструмент 19 30- Игрушки из бумажных 31 полос «Складная Гирлянда» 1 Технологии работы с бумажными полосами. Выполнение приемов работы с бумагой: разметка полос на бумаге по линейке (шаблону); разрез по длинной линии; склеивание полосзаготовок; сгибание полос. Изготовление складных игрушек из бумажных полос 32- Игрушки из бумажных 34 колец «Цепочка из бумажных колец» 1 Технология работы с бумажными кольцами. Выполнение приемов работы с бумагой: разметка круга по шаблону, полукругу; вырезание по кругу, симметричное вырезание; сборка колецзаготовок. Изготовление игрушек из бумажных колец. Разбор изделия самостоятельно и с частичной помощью учителя. Рассказ о технологии изготовления отдельных частей цепочки по вопросам учителя с опорой на Осваивают технологию работы с бумажными полосами. Владеют техническими приемами (разметка полос на бумаге по линейке (шаблону); разрез по длинной линии; склеивание полос-заготовок; сгибание полос) с частичной помощью учителя. Употребляют в речи слова, обозначающие направление, протяженность Осваивают технологию работы с бумажными кольцами. Владеют техническими приемами (разметка круга по шаблону, полукругу; вырезание по кругу, симметричное вырезание; сборка колец-заготовок) с частичной помощью учителя. Разбирают изделие с частичной помощью учителя. Рассказывают о технологии изготовления отдельных частей цепочки по вопросам учителя с опорой на Осваивают технологию работы с бумажными полосами. Владеют техническими приемами (разметка полос на бумаге по линейке (шаблону); разрез по длинной линии; склеивание полос-заготовок; сгибание полос). Употребляют в речи слова, обозначающие направление, протяженность Осваивают технологию работы с бумажными кольцами. Владеют техническими приемами (разметка круга по шаблону, полукругу; вырезание по кругу, симметричное вырезание; сборка колецзаготовок). Разбирают изделие самостоятельно. Рассказывают о технологии изготовления отдельных частей цепочки по вопросам учителя с опорой на наглядный материал учебника 20 35- Карнавальные 36 полумаски «Плоская полумаска» 1 37- Карнавальные 38 головные уборы «Каркасная шапочка» 1 наглядный материал учебника Рассмотрение карнавальных масок и полумасок. Изготовление карнавальной полумаски. Освоение приемов работы с бумагой: разметка бумаги и картона по шаблонам (полушаблонам) сложной конфигурации; вырезание по кривым линиям, симметричное вырезание. Рассказ о технологии изготовления полумаски по вопросам в учебнике с опорой на наглядный материал Карнавальные головные уборы, применение, способы изготовления, материалы, используемые при их изготовлении. Разбор изделия самостоятельно и с частичной помощью учителя. Выполнение приемов работы с бумагой: разметка бумаги и картона по шаблонам простой и сложной конфигурации; вырезание по кривым линиям, наглядный материал учебника Рассматривают и разбирают карнавальные маски и полумаски. Владеют техническими приемами (разметка бумаги и картона по шаблонам (полушаблонам) сложной конфигурации; вырезание по кривым линиям, симметричное вырезание) с частичной помощью учителя. Рассказывают о технологии изготовления полумаски по вопросам учителя с опорой на наглядный материал Рассматривают и анализируют карнавальные головные уборы (рассказывают о применении, способах изготовления, материалах, используемых при их изготовлении). Владеют техническими приемами (разметка бумаги и картона по шаблонам простой и сложной конфигурации; вырезание по кривым линиям, Рассматривают и анализируют карнавальные маски и полумаски. Владеют техническими приемами (разметка бумаги и картона по шаблонам (полушаблонам) сложной конфигурации; вырезание по кривым линиям, симметричное вырезание). Рассказывают о технологии изготовления полумаски по вопросам в учебнике с опорой на наглядный материал Рассматривают и анализируют карнавальные головные уборы (рассказывают о применении, способах изготовления, материалах, используемых при их изготовлении). Владеют техническими приемами (разметка бумаги и картона по шаблонам простой и сложной конфигурации; вырезание по кривым линиям, симметричное вырезание; склеивание заготовок). Изготавливают каркасную 21 симметричное вырезание; склеивание заготовок. Изготовление карнавальных головных уборов 39- Карнавальные 41 головные уборы «Карнавальный кокошник», «Карнавальный шлем» 42 Окантовка картона листом бумаги «Складная доска для игры» 1 1 Карнавальные головные уборы, применение, способы изготовления, материалы, используемые при их изготовлении. Выполнение приемов работы с бумагой: разметка бумаги и картона по шаблонам; вырезание по кривым линиям, симметричное вырезание; склеивание заготовок. Изготовление карнавальных головных уборов на основе ободка Освоение приемов разметки бумаги по линейке. Выполнение технологии: окантовки картона полосками бумаги или технической ткани; изготовления складной доски способом окантовки картона листом бумаги. Соблюдение последовательности окантовки картона бумагой. симметричное вырезание; склеивание заготовок) с помощью учителя. Изготавливают каркасную шапочку Владеют техническими приемами (разметка бумаги и картона по шаблонам простой и сложной конфигурации; вырезание по кривым линиям, симметричное вырезание; склеивание заготовок) с частичной помощью учителя. Изготавливают карнавальные головные уборы на основе ободка шапочку Размечают бумагу по линейке. Повторяют технологию окантовки картона полосками бумаги или технической ткани. Знакомятся с технологией изготовления складной доски способом окантовки картона листом бумаги. Последовательно окантовывают картон Размечают бумагу по линейке. Повторяют технологию окантовки картона полосками бумаги или технической ткани. Знакомятся с технологией изготовления складной доски способом окантовки картона листом бумаги. Последовательно окантовывают картон бумагой. Владеют техническими приемами (разметка бумаги и Владеют техническими приемами (разметка бумаги и картона по шаблонам простой и сложной конфигурации; вырезание по кривым линиям, симметричное вырезание; склеивание заготовок). Изготавливают карнавальные головные уборы на основе ободка 22 43 Окантовка картона листом бумаги «Складная доска для игры» 44- Работа с текстильными 45 материалами «Образцы, сшитые строчкой прямого стежка» 1 1 бумагой. Владеют техническими приемами (разметка бумаги и картона по линейке; вырезание и склеивание заготовок) с помощью учителя Повторение приемов Размечают бумагу по разметки бумаги по линейке. линейке. Рассказ о технологии Повторяют технологию изготовления отдельных окантовки картона частей изделия по вопросам полосками бумаги или учителя с опорой на технической ткани. наглядный материал Владеют техническими учебника приемами (разметка бумаги Выполнение технических и картона по линейке; приемов: разметка бумаги и вырезание и склеивание картона по линейке; заготовок) с помощью вырезание и склеивание учителя. заготовок. Знакомятся с правилами Проведение игры «Помоги игры «Помоги Буратино Буратино попасть к папе попасть к папе Карло» Карло» Используют изделие в игре «Помоги Буратино попасть к папе Карло» Работа с текстильными материалами – 6 часов Освоение технологии Рассказывают о технологии сшивания деталей изделия сшивания деталей изделия строчкой прямого стежка. строчкой прямого стежка и Повторение видов ручных владеют ей по вопросам стежков и строчек. учителя. Повторение правила работы с Повторяют правила работы картона по линейке; вырезание и склеивание заготовок) Размечают бумагу по линейке. Повторяют технологию окантовки картона полосками бумаги или технической ткани. Владеют техническими приемами (разметка бумаги и картона по линейке; вырезание и склеивание заготовок). Знакомятся с правилами игры «Помоги Буратино попасть к папе Карло» Используют изделие в игре «Помоги Буратино попасть к папе Карло» Рассказывают о технологии сшивания деталей изделия строчкой прямого стежка и владеют ей. Повторяют правила работы иглой. 23 иглой. Составление плана работы с опорой на наглядный образец самостоятельно или выборочно по вопросам учителя. Выполнение прямых стежков «вперед иголку», «назад иголку» 46- Работа с текстильными 47 материалами «Образцы, сшитые строчкой косого стежка» 1 48- Работа с текстильными 49 материалами «Закладка из фотопленки» 1 Освоение технологии сшивания деталей изделия строчкой прямого стежка. Выполнение различных видов ручных стежков и строчек. Правила работы с иглой. Косой стежок Освоение технологии сшивания деталей изделия строчкой прямого стежка. Выполнение видов ручных стежков и строчек. Повторение правила работы с иглой. Выполнение косого стежка иглой. Составляют план работы с опорой на наглядный образец по вопросам учителя. Употребляют в речи слова, обозначающие технологический процесс шитья. Выполняют строчку прямого стежка Сшивают детали изделия строчкой косого стежка под контролем учителя. Соблюдают правила работы иглой. Выполняют строчку косого стежка Составляют план работы с опорой на наглядный образец. Употребляют в речи слова, обозначающие технологический процесс шитья. Выполняют строчку прямого стежка Повторяют технологию сшивания деталей изделия строчкой косого стежка под контролем учителя. Соблюдают правила работы иглой. Употребляют в речи слова, обозначающие технологический процесс шитья (сшивание строчкой косого стежка). Используют в речи слова, обозначающие направление Повторяют технологию сшивания деталей изделия строчкой косого стежка. Соблюдают правила работы иглой. Употребляют в речи слова, обозначающие технологический процесс шитья (сшивание строчкой косого стежка). Используют в речи слова, обозначающие направление самостоятельно Сшивают детали изделия строчкой косого стежка. Соблюдают правила работы иглой. Выполняют строчку косого стежка 24 самостоятельно 50- Аппликация из 51 древесных опилок «Собака» 1 Работа с древесиной – 2 час Рассказ об использовании Рассказывают о древесины в разных видах использовании древесины в работы. разных видах работы. Повторение способов Различают понятия «дерево» обработки древесины и «древесина» по вопросам ручными инструментами. учителя. Знакомство с условиями Повторяют способы труда в школьной столярной обработки древесины мастерской при работе со (зачистка, шлифовка) столярной ручной пилой ручными инструментами (ножовкой) и с отходами в (напильник) и виде опилок. приспособлениями Выполнение технологии (крупнозернистая и изготовления аппликации из мелкозернистая наждачная древесных опилок. бумага). Организация рабочего места Рассказывают об условиях для работы с опилками труда в школьной столярной мастерской при работе со столярной ручной пилой (ножовкой) и с отходами в виде опилок. Изготавливают аппликацию из древесных опилок. Подготавливают рабочее место для работы с опилками Рассказывают о использовании древесины в разных видах работы. Различают понятия «дерево» и «древесина». Повторяют способы обработки древесины (зачистка, шлифовка) ручными инструментами (напильник) и приспособлениями (крупнозернистая и мелкозернистая наждачная бумага). Рассказывают об условиях труда в школьной столярной мастерской при работе со столярной ручной пилой (ножовкой) и с отходами в виде опилок. Изготавливают аппликацию из древесных опилок. Подготавливают рабочее место для работы с опилками 25 52- Сшивание деталей 53 изделия строчкой косого стежка «Прихватка» 1 54- Объемные изделия из 55 картона «Коробка, склеенная с помощью клапанов» 1 Работа с текстильными материалами – 2 часа Освоение технологии Повторяют технологию сшивания деталей изделия сшивания деталей изделия строчкой прямого стежка. строчкой косого стежка под Выполнение различных контролем учителя. видов ручных стежков и Соблюдают правила работы строчек. иглой. Соблюдение правил работы с Употребляют в речи слова, иглой. обозначающие Выполнение косого стежка технологический процесс шитья Работа с бумагой и картоном – 4 часа Перечисление предметов, Называют предметы, сделанных из картона, и их сделанные из картона, и функциональная значимость определяют их в быту, игре, учебе. функциональную значимость Ответы на вопросы о сортах в быту, игре, учебе. картона. Отвечают на вопросы о Выполнение картоне: сорта картона, технологических операций: изделия из картона. разметка бумаги и картона по Повторяют геометрические линейке, вырезание и фигуры. склеивание заготовок. Изготавливают открытые Изготовление открытых коробки способом коробок способом склеивания с помощью склеивания с помощью клапанов и оклеиванию их клапанов и оклеиванию их полосками бумаги. полосками бумаги Выполняют технологические операции (разметка бумаги и картона по линейке, вырезание и склеивание заготовок) с помощью Повторяют технологию сшивания деталей изделия строчкой косого стежка. Соблюдают правила работы иглой. Употребляют в речи слова, обозначающие технологический процесс шитья Рассказывают о картоне как о поделочном материале. Называют предметы, сделанные из картона, и определяют их функциональную значимость в быту, игре, учебе. Отвечают на вопросы о картоне: сорта картона, изделия из картона. Повторяют геометрические фигуры. Изготавливают открытые коробки способом склеивания с помощью клапанов и оклеиванию их полосками бумаги. Выполняют технологические операции (разметка бумаги и картона по линейке, вырезание и склеивание заготовок). 26 56- Объемные изделия из 57 картона «Коробка с бортами, соединенными встык» 1 58- Виды ручных стежков 59 «Образец, прошитый строчкой прямого стежка в два приема» 1 учителя. Экономно размечают фигуры на бумаге по образцу под контролем учителя Перечисление предметов, Называют назначение, сделанных из картона, и формы, детали коробок по определение их вопросам учителя. функциональной значимости Отвечают на вопросы о в быту, игре, учебе. геометрических фигурах Повторение сортов картона. (квадрат, прямоугольник, Выполнение треугольник, круг, овал, технологических операций: многоугольник, ромб). разметка бумаги и картона по Изготавливают открытые линейке, вырезание и коробки способом склеивание заготовок. склеивания бортов встык. Изготовление открытых Размечают бумагу и картон коробок способом по линейке, вырезают и склеивания способом склеивают заготовки с склеивания бортов встык помощью учителя. Размечают экономно фигуры на бумаге по образцу под контролем учителя Работа с текстильными материалами – 6 часов Подготовка рабочего места Готовят рабочее место для для работы с текстильными работы с текстильными материалами и содержания материалами и содержания его в порядке. его в порядке. Выполнение технологии Сшивают детали изделия сшивания деталей изделия строчкой прямого стежка под строчкой прямого стежка. контролем учителя. Повторение правил работы Шьют строчкой прямого иглой. стежка в два приема. Экономно размечают фигуры на бумаге по образцу Называют назначение, формы, детали коробок. Отвечают на вопросы о геометрических фигурах (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал, многоугольник, ромб). Изготавливают открытые коробки способом склеивания бортов встык. Размечают бумагу и картон по линейке, вырезают и склеивают заготовки. Размечают экономно фигуры на бумаге по образцу Готовят рабочее место для работы с текстильными материалами и содержания его в порядке. Сшивают детали изделия строчкой прямого стежка. Шьют строчкой прямого стежка в два приема. Соблюдают правила работы 27 60- Виды ручных стежков 61 «Образец, прошитый строчкой косого стежка в два приема» 1 62- Виды ручных стежков 63 «Закладка с вышивкой строчкой прямого и косого стежка» 1 Выполнение шитья строчкой прямого стежка в два приема. Выполнение шитья справа налево с заполнением промежутков между стежками Выполнение технологии сшивания деталей изделия строчкой прямого стежка. Повторение правил работы иглой. Выполнение шитья строчкой прямого стежка в два приема. Выполнение шитья справа налево с заполнением промежутков между стежками Определение видов украшения изделий. Использование строчек прямого и косого стежка в два приема в вышивании. Соблюдение правил работы иглой. Выполнение технологии изготовления закладки по образцу Соблюдают правила работы иглой. Употребляют в речи слова, обозначающие технологический процесс шитья Сшивают детали изделия строчкой косого стежка под контролем учителя. Шьют строчкой косого стежка в два приема. Соблюдают правила работы иглой. Употребляют в речи слова, обозначающие технологический процесс шитья Называют виды украшения изделий. Используют строчку прямого и косого стежка в два приема в вышивании под контролем учителя. Соблюдают правила работы иглой. Употребляют в речи слова, обозначающие технологический процесс вышивания. Изготавливают закладки по образцу Работа с бумагой и картоном – 4 часа иглой. Употребляют в речи слова, обозначающие технологический процесс шитья Сшивают детали изделия строчкой косого стежка. Шьют строчкой косого стежка в два приема. Соблюдают правила работы иглой. Употребляют в речи слова, обозначающие технологический процесс шитья Называют виды украшения изделий. Используют строчку прямого и косого стежка в два приема в вышивании. Соблюдают правила работы иглой. Употребляют в речи слова, обозначающие технологический процесс вышивания. Изготавливают закладки по образцу 28 64- Объемные игрушки на 65 основе геометрических тел «Птица» 1 Разбор объекта, выделение его признаков и свойств. Чтение предметнооперационного плана и следование ему. Изготовление конуса из круга. Сборка изделия способом склеивания. Конструирование объемных игрушек на основе геометрических тел Называют предметы, сделанные из картона, и определяют их функциональную значимость в быту, игре, учебе по вопросам учителя. Соблюдают правила работы с шаблоном и владеют навыком работы с ним. Читают с помощью учителя предметно-операционный план и выполняют изделие по этому плану. Называют геометрические фигуры и геометрические тела. Рассматривают объект, выделяя его признаки и свойства (название, назначение, материал, форма, цвет, величина, детали) с помощью учителя. Изготавливают конус из круга. Собирают изделие способом склеивания. Употребляют в речи слова, обозначающие пространственные отношения; пространственные признаки предметов Называют предметы, сделанные из картона, и определяют их функциональную значимость в быту, игре, учебе. Соблюдают правила работы с шаблоном и владеют навыком работы с ним. Читают предметнооперационный план и выполняют изделие по этому плану. Называют геометрические фигуры и геометрические тела. Рассматривают объект, выделяя его признаки и свойства (название, назначение, материал, форма, цвет, величина, детали). Изготавливают конус из круга. Собирают изделие способом склеивания. Употребляют в речи слова, обозначающие пространственные отношения; пространственные признаки предметов 29 66- Объемные игрушки на 68 основе геометрических тел «Воробьи на ветках» 1 Разбор объекта, выделение его признаков и свойств. Чтение предметнооперационного плана и следование ему. Сборка изделия способом склеивания. Конструирование объемных игрушек на основе геометрических тел Разбирают объект, выделяя его признаки и свойства, самостоятельно и с помощью учителя. Читают самостоятельного и с помощью учителя предметно-операционный план и выполняют изделие по этому плану. Называют геометрические фигуры и геометрические тела. Собирают изделие способом склеивания. Употребляют в речи слова, обозначающие пространственные отношения, пространственные признаки предметов Разбирают объект, выделяя его признаки и свойства, самостоятельно и с помощью учителя. Читают самостоятельно предметно-операционный план и выполняют изделие по этому плану. Называют геометрические фигуры и геометрические тела. Собирают изделие способом склеивания. Употребляют в речи слова, обозначающие пространственные отношения, пространственные признаки предметов 30