Развитие психомоторики и сенсорных процессов 5-6

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Нижегородской области
Управление образования, молодежной политики и спорта администрации
Пильнинского муниципального округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пильнинская средняя школа «Содружество»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Утверждено
приказом директора
от 28.08.2024 г. №31 о.д.

Рабочая программа общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1

«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
(для 5-6 класса)

ОГЛАВЛЕНИЕ

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ............................................................... 3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ .................................................................... 5
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ............................................................. 7
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .................................................. 11

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

I.
Рабочая
психомоторики

программа
и

по

коррекционному

сенсорных

процессов

»

курсу

составлена

«Развитие
на

основе

Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями) далее (ФАООП УО (вариант 1)), утвержденной приказом
Министерства

просвещения

России

от

24.11.2022г.

№

1026

(https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации их особых общеобразовательных потребностей, а также
индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
относятся

к

коррекционно-развивающей

области

«Коррекционные

занятия» и являются обязательной части учебного плана. В соответствии с
учебным

планом

программа

по

учебному

предмету

«Развитие

психомоторики и сенсорных процессов» на 34 учебные недели и
составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
ФАООП УО (вариант 1)определяет цель и задачи коррекционных
занятий.
Цель обучения – формирование познавательных процессов как
психологических достижений возраста, которые требуют специальных
условий (методов и приемов) для своего развития.
Задачи обучения:
 формирование

личностных

мотивов

к

самостоятельному

выполнению познавательных действий и решению познавательных задач;
 формирование способов усвоения новых знаний и овладения новыми
умениями;

 коррекция познавательной деятельности;
 раскрытие творческих возможностей с учетом индивидуальных
предпочтений обучающихся в познании окружающего социального и
предметного мира;
 формирование

словесных

высказываний

детей,

обогащение

словарного запаса с опорой на свой чувственный и практический опыт, на
основе усвоения новых знаний и умений.
Указанные задачи реализуются в следующих направлениях:
 развитие внимания и памяти (зрительной, слуховой, тактильной);
 сенсорное развитие: закрепление ориентировочных действий и
систематизация образов восприятия, образов представлений о внешних
свойствах и качествах предметов, усвоенных ранее на учебных предметах
(чтение, математика, изобразительное искусство, ручной труд и т.д.);
 систематизация образов представлений о неживой природе (вода,
камни, песок, земля), о живой природе, явлениях природы, об их
взаимосвязи, а также зависимости жизни человека и его деятельности от
природных явлений;
 формирование мыслительной деятельности: наглядно-действенного
мышления с переходом к наглядно-образному мышлению, элементам
логического мышления.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

II.

Коррекционные занятия «Развитие психомоторики и сенсорных
процессов» направлены на чувственное познание, включающее ощущение,
восприятие, представления и на рациональное познание – понятие,
суждение, умозаключение.
Познавательные действия встроены в общий ход жизни человека, в
деятельность и в общение с другими людьми. Разные формы психики,
обеспечивающие познание, деятельность и общение представляют собой
психические процессы.
Коррекционные занятия по «Развитие психомоторики и сенсорных
процессов» осуществляются при использовании различных методов:
 практические - упражнения, игры, моделирование, инсценировки,
техника «арт-терапия», практические опыты;
 наглядные

-

наблюдения,

работа

с

картинками,

аудио-

и

видеоматериалами, сенсорным инвентарем (мячи, обручи, сенсорная
«тропа» для ног, массажный коврик, полусфера);
 словесные - беседа, рассказ, пояснение, объяснение, педагогическая
оценка;
 двигательные

-

используются

закрепления любых

телесных

таких психических

функций,

навыков,
как

для

актуализации

предполагают

эмоции,

память,

и

включенность
восприятие,

процессы саморегуляции, речь.
Следовательно, в результате использования разнообразных методов
для

активизации

познавательных

процессов,

создается

базовая

предпосылка для овладения новыми знаниями учебных предметов:
чтением, письмом, математическими представлениями и др.

Содержание разделов
№

Название раздела, темы

Количество Контрольные

п/п

часов

работы
1

1.

Обследование обучающихся

2

2.

Развитие крупной и мелкой моторики;

10

графомоторных навыков
3.

Тактильно-двигательное восприятие

4

4.

Кинестетическое и кинетическое развитие

4

5.

Восприятие формы, величины, цвета;

10

конструирование предметов.
6.

Развитие зрительного восприятия и зрительной

7

памяти
7.

Восприятие особых свойств предметов

8

8.

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

6

9.

Восприятие пространства

7

10.

Восприятие времени

4

11.

Развитие мыслительных операций

4

12.

Обследование познавательной деятельности и

2

2

68

3

графомоторных навыков
Итого:

III.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:
 активизация самостоятельности в выполнении заданий, поручений,
 договоренностей;
 развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о

насущно необходимом жизнеобеспечении;
 определение адаптационных возможностей ребенка при переходе на

основной уровень обучения;
 осмысление роли обучающегося в образовательном учреждении;
 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-

нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей.
Предметные:
Минимальный уровень:
 составлять план действий с помощью педагога;
 соблюдать правильные действия при штриховке;
 пользоваться элементами расслабления;
 группировать

предметы

по

2,3

самостоятельно

выделенным

признакам, обозначать их словом;
 смешивать цвета, называть их;
 конструировать сложные формы из 6—8 элементов;
 находить нереальные элементы нелепых картинок;
 определять противоположные качества и свойства предметов;
 распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности,
продукты питания по запаху и вкусу;
 определять на слух звучание различных музыкальных инструментов;
 моделировать расположение предметов в заданном пространстве;

 определять

возраст

людей

и

последовательность

основных

жизненных событий;
 распознавать длительность временных интервалов;
 называть месяцы года, название года;
 5 называть основные признаки времен года;
 определять возраст человека.
Достаточный уровень:
 целенаправленно выполнять действия по 3х, 4х-звенной инструкции
педагога;
 выполнять точные движения при штриховке;
 самостоятельно

классифицировать

предметы

по

различным

признакам;
 ориентироваться на сенсорные эталоны;
 узнавать предметы по заданным признакам;
 сравнивать предметы по внешним признакам;
 классифицировать

предметы

по

форме,

величине,

цвету,

функциональному назначению;
 составлять сериационные ряды предметов и их изображений по
разным признакам;
 практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
 давать описание объектов и явлений;
 определять время по часам;
 называть основные и дополнительные признаки времен года;
 различать противоположно направленные действия и явления;
 видеть временные рамки своей деятельности;
 определять последовательность событий;
 ориентироваться в пространстве;
 самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;

 опосредовать свою деятельность речью.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов – нет фиксируемой динамики;
 1 балл – минимальная динамика;
 2 балла- удовлетворительная динамика;
 3 балла – значительная динамика.
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной
общеобразовательной программе для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) результативность
обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом
особенностей психофизического развития и особых образовательных
потребностей каждого обучающегося.
На коррекционных занятиях «Развитие психомоторики и сенсорных
процессов» система оценивания является безотметочной, в тоже время
учитель-дефектолог постоянно отслеживает и контролирует достижения
обучающегося, используя иные способы фиксации и формализации
оценки, которые способствуют созданию ситуации успешности обучения
для каждого.
Текущий контроль осуществляется на коррекционных занятиях в
форме тестирования. Итоговые работы могут состоять из группового и
индивидуального обследования.
Учитель-дефектолог

анализирует

специфические

ошибки

и

строит

дальнейшую коррекционную работу с учетом частотности допускаемых
ошибок. Заполняется протокол на обучающегося. Проводится мониторинг
графомоторных навыков и познавательной сферы: первичное (на начало
года); итоговое (конец года).

В основу организации процедуры коррекционного мониторинга по
развитию психомоторики и сенсорных процессов обучающихся положены
методики Е.А. Стребелевой, Н.И. Озерецкого, М.О. Гуревич, А.Р. Лурия,
М.М. Семаго.
Для каждой серии всех методик разработаны собственные критерии
оценки. Общим правилом при оценивании заданий всех серий является
учет степени успешности выполнения с помощью градаций (оценок в
баллах). Эти градации отражают четкость и правильность выполнения,
характер

и

тяжесть

использованной

допускаемых

помощи,

дифференцированного

что

дает

результата.

ошибок,

вид

возможность

Процентное

и

количество

получения

выражение

более

качества

выполнения методики соотносится затем с одним из уровней успешности.
Критерии оценки уровня развития:
 высокий – 100 - 80%;
 выше среднего – 79,9 -65%;
 средний – 64,9 - 45%;
 низкий – 44,9% и ниже.
На основе полученных значений вычерчивается индивидуальный
график динамики развития, отражающий как наиболее несформированные,
так и наиболее сохранные компоненты сенсорной системы обучающегося
и позволяющий отследить динамику его познавательного развития.

IV.
№

Тема

Кол-во
часов

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Программное содержание

Дифференциация видов деятельности обучающихся
Минимальный уровень
Достаточный уровень

Обследование - 2 часа
1

2

Обследование
обучающихся,
комплектование групп для
коррекционных занятий
Обследование
обучающихся,
комплектование групп для
коррекционных занятий

1

1

Обследование
обучающихся,
комплектование групп для
коррекционных занятий
Обследование
обучающихся,
комплектование групп для
коррекционных занятий

Выполняют
дифференцированные задания
при оказании помощи учителя

Выполняют большинство
заданий самостоятельно

Выполняют
дифференцированные задания
при оказании помощи учителя

Выполняют большинство
заданий самостоятельно

Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков - 10 часов
3

Упражнения на
координацию и смену
движения по команде,
сигналу

1

Развитие крупной моторики,
координации движений

Демонстрируют двигательные,
ориентировочные,
эмоциональные и другие реакции
на тактильное, кинестетическое,
зрительное, слуховое
воздействие
Дорисовывают симметричную
половину изображения по
образцу

4

Дорисовывание
симметричной половины
изображения

1

Выявление уровня развития
графомоторных навыков

5

Вычерчивание
геометрических фигур

1

Выявление уровня развития
графомоторных навыков

Вычерчивают геометрические
фигуры по образцу

6

Упражнения «Речь – ритм –
движение»

1

Развитие крупной и мелкой
моторики, графомоторных

Выполняют рече-двигательные
упражнения по инструкции

Осуществляют зрительный
контроль за действиями рук
и движениями крупной
моторики
Формируют умения
определять и рисовать
симметричную половинку
изображения
Осуществляют зрительный
контроль за действиями рук
и движениями крупной
моторики
Синхронизируют
произнесение и движение

1

8

Выполнение графических
работ под диктовку
"Транспортные средства"
Совершенствование мелких
движений (мелкая мозаика,
шнуровка, выкладывание
узоров из семян растений)

навыков
Выполнение графических
работ под диктовку

1

Совершенствование мелких
движений

Собирают мелкую мозаику,
выкладывать узоры из семян
растений с опорой на образец

9

Аппликация из разного
материала.

1

Выполняют аппликации из
разного материала по образцу

10

Игра "Сочиняем сказку
сами" используя технику
«рваной аппликации»

1

Работа с ножницами и разным
материалом, выполнение
аппликации
Выполнение аппликации по
сюжету сказки

7

учителя
Выполнять графические работы
по зрительному образцу

Выполняют аппликации по
сюжету сказки по образцу

Выполняют графических
работ под диктовку
Целенаправленно
выполняют действия
и движения по инструкции
педагога.
Выкладывают геометрическ
ие фигуры из мозаики по
опорным точкам
Выполняют аппликации из
разного материала
самостоятельно
Выполняют аппликации по
сюжету сказки
самостоятельно

Тактильно-двигательное восприятие - 4 часа
11

12

13

14

Определение предметов на
ощупь, выделение разных
свойств и качеств (мягкие и
жесткие, крупные и мелкие)
Тонкая дифференциация
предметов на ощупь с
мелкими предметами

1

Определение предметов на
ощупь, выделение разных
свойств и качеств

Определяют предметы на ощупь,
выделять разных свойств и
качеств с помощью учителя

Осуществляют доступным
способом практическое
исследование объектов

1

Дифференцировка предметов
на ощупь с мелкими
предметами

Определяют на ощупь качества и
свойства различных предметов с
помощью учителя

Закрепление тактильных
ощущений при работе с
глиной и пластилином
Игры с мелкой мозаикой,
составление сложного узора

1

Закрепление тактильных
ощущений при работе с
глиной и пластилином
Работа с мелкой мозаикой

Работают с глиной по
инструкции учителя

Узнают на ощупь знакомые
предметы,
дифференцируют предметы
на ощупь по разным
качествам и свойствам
Выделяют функцию
предмета и использовать
предмет по назначению
Правильно складывают
фишки и составляют
самостоятельно узор

1

Работают с мелкой мозаикой по
образцу

Кинестетическое и кинетическое развитие - 4 часа
15

16

17

18

Движения и позы верхних и
нижних конечностей, головы
(упражнения по инструкции
учителя)

Упражнения на
расслабление и снятие
мышечных зажимов
Воображаемые действия
(вдеть нитку в иголку,
подбросить мяч, наколоть
дров, прополоскать бельё)

1

Работа с собственным телом в
пространстве.
Выполнение действий по
инструкции

Работают с собственным телом в
пространстве по показу

Осуществляют зрительный
контроль за действиями рук
и движениями крупной
моторики

1

Тренировочные упражнения

Работают с собственным телом в
пространстве по показу

Осуществляют зрительный
контроль за действиями рук
и движениями крупной
моторики

1

Расслабление и снятие
мышечных зажимов

1

Выполнение подвижных игр,
имитация упражнений, игры
на восприятие предметов в
движении

Выполняют упражнения на
расслабление по инструкции
учителя
Выполняют подвижные игры,
имитационные упражнения, игры
на восприятие предметов в
движении по показу

Расслабляют зажимы в теле
с помощью растяжки
самостоятельно
Осуществляют зрительный
контроль за действиями рук
и движениями крупной
моторики

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов - 10 часов
19

Группировка предметов по
самостоятельно выделенным
двум признакам,
обозначение словом.
Сравнение и группировка
предметов по форме,
величине и цвету

20

21

Составление сериационных
рядов по самостоятельно
выделенным признакам из 4
– 5 предметов

22

23

1

Группировка предметов по
самостоятельно выделенным
двум признакам

Сравнивают предметы по форме,
величине и цвету по образцу

Группируют предметы по
самостоятельно выделенным
двум признакам

1

Составление сериационных
рядов по самостоятельно
выделенным признакам из 4 –
5 предметов
Составление сериационных
рядов по самостоятельно
выделенным признакам из 4 –
5 предметов
Использование простых мерок
для измерения и
сопоставления отдельных
параметров предметов
Использование простых мерок
для измерения и
сопоставления отдельных
параметров предметов

Составляют сериационные ряды
из 2-3 предметов по образцу

Составляют сериационные
ряды по самостоятельно
выделенным признакам из 23 предметов
Составляют сериационные
ряды по самостоятельно
выделенным признакам из 23 предметов
Осуществляют доступным
способом практическое
исследование объектов

1

1
Использование простых
мерок для измерения и
сопоставления отдельных
параметров предметов (по
длине, ширине, высоте)

1

Составляют сериационные ряды
из 2-3 предметов по образцу
Используют простые мерки для
измерения и сопоставления
отдельных параметров предметов
по инструкции учителя
Используют простые мерки для
измерения и сопоставления
отдельных параметров предметов
по инструкции учителя

24

Цветовой спектр.
Смешение цветов (оттенки)

1

Развитие сенсорных эталонов
цвета

Развивают сенсорные эталоны
цвета с помощью учителя

25

Определение постоянных
цветов

1

Развитие и закрепление
сенсорных эталонов цвета

Определяют постоянные цвета с
помощью учителя

1

Развитие сенсорных эталонов
величины

Сравнивают величины предметов
путем наложения

26
Построение по росту,

Используют простые мерки
для измерения и
сопоставления отдельных
параметров предметов по
инструкции учителя
Работают со смешением
цвета самостоятельно
Определяют постоянные
цвета и оттенки
самостоятельно
Сравнивают величины
предметов путем наложения

27

28

сравнение величины
предметов путем наложения,
приложения и зрительного
соотнесения
Конструирование сложных
форм предметов
(«Технический
конструктор», мелкие пазлы)

1

Развитие сенсорных эталонов
величины

Сравнивают величины предметов
путем наложения

1

Конструирование сложных
форм предметов

Конструируют сюжет из форм
предметов по образцу

и зрительного соотнесения
Сравнивают величины
предметов путем наложения
Конструируют из сложных
форм предметов
самостоятельно

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти - 7 часов
29

Профилактика и коррекция
зрения

1

Проведение профилактики и
коррекции зрения

Выполняют упражнения для
профилактике зрения по
инструкции учителя

30

Нахождение отличительных
и общих признаков на
наглядном материале
(сравнение 2-3-х
предметных /сюжетных/
картинок). Нахождение
«нелепиц» на картинках
Тренировка зрительной
памяти.
Дидактическая игра «Что
изменилось?»
«Чтение» сложного
смыслового изображения
Формирование восприятия
целостности образа в
графических и абстрактных
изображениях
Упражнения и игры на
увеличения объема
восприятия на плоскости
самого изображения

1

Развитие зрительного
восприятия и зрительной
памяти

Находят отличительные и общие
признаки на наглядном
материале с помощью учителя

1

Нахождение изменений на
картинке.
Тренировка зрительной
памяти
Тренировка определения фона
и силуэта
Формирование восприятия
целостности образа в
графических и абстрактных
изображениях
Тренировочные игры на
увеличения объема
восприятия на плоскости
самого изображения

Находят изменения на картинки с Находят изменения на
опорой на образец
картинке 3-5 предметов
самостоятельно

31

32
33

34

1
1

1

Определяют фон и силуэт с
опорой на образец
Определяют целостность образа
в графических и абстрактных
изображениях с помощью
учителя
Выполняют упражнения
увеличения объема восприятия
на плоскости самого
изображения с помощью учителя

Выполняют комплекс
упражнений на коррекцию
зрения с усложненными
заданиями
Находят отличительные и
общие признаки на
наглядном материале
(сравнение 2-3-х
предметных /сюжетных/
картинок) самостоятельно

Определяют фон и силуэт
самостоятельно
Определяют целостность
образа в графических и
абстрактных изображениях
самостоятельно
Выполняют упражнения
увеличения объема
восприятия на плоскости
самого изображения

35

Дидактическая игра
«Лабиринт с закрытыми
глазами»

1

Развитие зрительного
восприятия

Ориентируются на листе бумаги
с помощью учителя

самостоятельно
Ориентируются на листе
бумаги самостоятельно

Восприятие особых свойств предметов - 8 часов
36

Развитие
дифференцированных
осязательных ощущений
(сухое, влажное-мокрое) их
словесное обозначение

37

38

Температура.
Градусники для измерения
тела, воды, воздуха

1

Развитие
дифференцированных
осязательных ощущений

Дифференцируют осязательные
ощущения с помощью учителя

Дифференцируют
осязательные ощущения
(сухое, влажное-мокрое)
их словесное обозначение

1

Исследование назначения
градусника, правила
пользование им
Тренировачные упражнение
использования градусника

Используют приборы по
назначению по инструкции
учителя
Используют приборы по
назначению по инструкции
учителя

Выделяют функцию
предмета и использовать
предмет по назначению
Выделяют функцию
предмета и использовать
предмет по назначению
самостоятельно

1

39

Игры «Определи предмет по
запаху», «Баночка с
запахом»

1

Определение предметов по
запаху

Определяют предмет по запаху с
помощью учителя

Определяют несколько
предметов по запаху
самостоятельно

40

Игра «Вспомни, как пахнет»

1

Узнавание запахов

41

1

Дифференцировка предметов
по весу
Дифференцировка предметов
по качеству

Дифференцируют несколько
запахов самостоятельно
Дифференцируют предметы
по весу самостоятельно

42

Упражнения в измерении
веса предметов на весах
Определение
противоположных качеств
предметов (чистый –
грязный, темный – светлый)

Узнают запахи с помощью
учителя
Измеряют предмет на весах по
инструкции учителя
Определяют противоположные
качества с помощью учителя

43

Игры «Вкусовые банки»,
«Назови вкус продуктов»

1

1

Ощущение и узнавание вкусов

Определяют продукты на вкус с
помощью учителя
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти - 6 часов

Определяют
противоположные
качества нескольких
предметов
Узнают вкус продуктов
самостоятельно

44

Звуковая имитация
(подражание звукам
окружающей среды)

1

Дифференцировка звуков

Имитируют звуки окружающей с
реды по инструкции учителя

Подражают неречевым и
речевым звукам
самостоятельно

45

Дидактические игры «Кто
внимательный?», «Угадай,
что делать»

1

Выполнение заданий на
внимание

Выполняют задания на внимание
с опорой на образец

1

Развитие слуховой памяти

1

Тренировочные упражнения

Воспроизводят звуки при
называть определенные словасигналы по инструкции учителя
Воспроизводят звуки при
называть определенные словасигналы по инструкции учителя

Выполняют действия по
сигналу без опоры на
образец
Выполняют упражнения на
развитие слуховой памяти
самостоятельно
Выполняют упражнения на
развитие слуховой памяти
самостоятельно

1

Распознавание и называния
голоса

Распознают и называют героев
на слух с помощью учителя

Выполняют упражнения на
развитие слуховой памяти

1

Различение мелодий,
Распознают и называют
прослушивание музыкальных музыкальные отрывки с
отрывков
помощью учителя
Восприятие пространства- 7 часов

Выполняют упражнения на
развитие слуховой памяти

1

Развитие восприятия
пространства

Строят комбинации из
плоскостных или объемных
геометрических фигур по
образцу

1

Тренировочные упражнения

1

Определение расположения
предметов в пространстве

1

Определение расположения

Строят комбинации из
плоскостных или объемных
геометрических фигур по
образцу
Определяют расположения
предметов в пространстве с
опорой на образец
Определяют расположения

Строят сложные
комбинации из плоскостных
или объемных
геометрических фигур
самостоятельно
Строят сложные комбинации
из плоскостных или
объемных геометрических
фигур самостоятельно
Ориентируются в
пространстве
самостоятельно
Ориентируются в

46

47

48

49

Упражнения на развитие
слуховой памяти (повтор
хлопков, притопов).
Дидактическая игра
«Запомни слова»
Дидактическая игра
«Угадай, кто сказал».
Прослушивание сказки
Различение мелодий,
прослушивание
музыкальных отрывков

50

51

52

53

Построение комбинаций из
плоскостных или объемных
геометрических фигур по
инструкции учителя
Определение расположения
предметов в ближнем и
дальнем пространстве

предметов в пространстве
54

55

56

Моделирование
расположения предметов в
пространстве, вербализация
пространственных
отношений
Ориентировка на листе
бумаги разного формата
(тетрадный, альбомный,
ватман) и по-разному
расположенного
(горизонтально,
вертикально, под углом)

1

Определение расположения
предметов в пространстве

1

Определение расположения
предметов в пространстве

1

Определение направления на
листе бумаги

предметов в пространстве с
опорой на образец
Определяют расположение
предметов в пространстве с
помощью учителя
Определяют расположение
предметов в пространстве с
помощью учителя
Ориентируются на листе бумаги
разного формата по образцу

пространстве
самостоятельно
Ориентируются в
пространстве
самостоятельно
Ориентируются в
пространстве
самостоятельно
Ориентируются на бумаги
по-разному расположенной
самостоятельно

Восприятие времени - 4 часа
57

Определение времени по
часам

58

59

60

Последовательность
основных жизненных
событий.
Работа с календарем и
моделью календарного года
Длительность временных
интервалов

1

Определение времени по
часам

Определяют время по часам с
помощью учителя

Ориентируются в
пространстве и во времени

1

Работа с календарем и
моделью календарного года

Работают с календарем и
моделью календарного года

1

Тренировочные упражнения

1

Определение длительности
временных интервалов

Определяют последовательность
жизненных событий с помощью
учителя
Определяют последовательность
жизненных событий с помощью
учителя
Определяют временные
интервалы с опорой на образец

Работают с календарем и
моделью календарного года
Ориентируются во
временных интервалах
самостоятельно

Развитие мыслительных операций - 4 часа
61

Дидактические игры
«Парные картинки»,
«Подбери недостающую
картинку»

1

Называние парных картинок,
недостающие картинки

Находят парные картинки с
помощью учителя

Выполняют задания на
развитие мышления

62

63

64

65

66

Игры на исключение
1
Называние лишних предметов Определяют 4-ый лишний с
лишнего предмета
помощью учителя
(картинки, понятия)
Обучение систематизации
1
Обучение систематизировать
Систематизируют предметы по
«Что быстрее?», «Кто
«Что быстрее?», «Кто
образцу
старше?», «Кто сильнее?»
старше?», «Кто сильнее?»
Нахождение в серии
1
Нахождение в серии
Выстраивают серии сюжетных
сюжетных картинок
сюжетных картинок
картинок с опорой на образец
пропущенного звена
пропущенное звено
Обследование познавательной деятельности и графомоторных навыков - 2 часа
Обследование
1
Выполнение графических
Ориентируются в
графомоторных навыков
заданий (зрительные и на
пространственных понятиях,
слух)
удерживают и фиксируют взгляд
на пространстве листа
Обследование
1
Выполнение заданий на
Соотносят предметы по величине
познавательной
развитие зрительной,
из трех предложенных объектов
деятельности
слуховой, тактильной памяти
с помощью учителя.
и внимания и мыслительных
Находят знакомые (основные)
операций
цвета в окружающей обстановке
с опорой на образец.
Узнают звуки живой природы с
помощью учителя.
Выполняют описание
предметов, воспринятых
тактильно, по инструкции
учителя.
Определяют «четвертый лишний
с помощью учителя.
Определяют последовательность
событий с опорой на образец.
Сравнивают группы предметов
по количеству, считают,
выполняют арифметические
действия

Выполняют задания на
развитие мышления
Систематизируют предметы
самостоятельно
Находят серии сюжетных
картинок самостоятельно

Выполняют графические
задания без опоры на
образец
Соотносят предметы по
величине из трех
предложенных объектов.
Находят знакомые
(основные) цвета в
окружающей обстановке.
Узнают звуки живой
природы.
Выполняют описание
предметов, воспринятых
тактильно.
Определяют «четвертый
лишний».
Определяют
последовательность событий


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».