Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Пильнинская средняя школа «Содружество» ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Утверждена приказом директора от 28.08.2024 №31 о.д. Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» (для 3 класса) р.п.Пильна, 2024 ОГЛАВЛЕНИЕ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ............................................................... 3 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ .................................................................... 5 III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ............................................................. 7 IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .................................................. 11 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА I. Рабочая психомоторики программа и по коррекционному сенсорных процессов » курсу составлена «Развитие на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФАООП УО (вариант 1)), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR). ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых общеобразовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» относятся к коррекционно-развивающей области «Коррекционные занятия» и являются обязательной части учебного плана. В соответствии с учебным планом программа по учебному предмету «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» в 1 классе рассчитана на 33 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю). ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи коррекционных занятий. Цель обучения – формирование познавательных процессов как психологических достижений возраста, которые требуют специальных условий (методов и приемов) для своего развития. Задачи обучения: формирование личностных мотивов к самостоятельному выполнению познавательных действий и решению познавательных задач; формирование способов усвоения новых знаний и овладения новыми умениями; 3 коррекция познавательной деятельности; раскрытие творческих возможностей с учетом индивидуальных предпочтений обучающихся в познании окружающего социального и предметного мира; формирование словесных высказываний детей, обогащение словарного запаса с опорой на свой чувственный и практический опыт, на основе усвоения новых знаний и умений. Указанные задачи реализуются в следующих направлениях: развитие внимания и памяти (зрительной, слуховой, тактильной); сенсорное развитие: закрепление ориентировочных действий и систематизация образов восприятия, образов представлений о внешних свойствах и качествах предметов, усвоенных ранее на учебных предметах (чтение, математика, изобразительное искусство, ручной труд и т.д.); систематизация образов представлений о неживой природе (вода, камни, песок, земля), о живой природе, явлениях природы, об их взаимосвязи, а также зависимости жизни человека и его деятельности от природных явлений; формирование мыслительной деятельности: наглядно-действенного мышления с переходом к наглядно-образному мышлению, элементам логического мышления. 4 СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ II. Коррекционные занятия «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» направлены на чувственное познание, включающее ощущение, восприятие, представления и на рациональное познание – понятие, суждение, умозаключение. Познавательные действия встроены в общий ход жизни человека, в деятельность и в общение с другими людьми. Разные формы психики, обеспечивающие познание, деятельность и общение представляют собой психические процессы. Коррекционные занятия по «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» осуществляются при использовании различных методов: практические - упражнения, игры, моделирование, инсценировки, техника «арт-терапия», практические опыты; наглядные - наблюдения, работа с картинками, аудио- и видеоматериалами, сенсорным инвентарем (мячи, обручи, сенсорная «тропа» для ног, массажный коврик, полусфера); словесные - беседа, рассказ, пояснение, объяснение, педагогическая оценка; двигательные - используются закрепления любых телесных таких психических функций, навыков, как для актуализации предполагают эмоции, память, и включенность восприятие, процессы саморегуляции, речь. Следовательно, в результате использования разнообразных методов для активизации познавательных процессов, создается базовая предпосылка для овладения новыми знаниями учебных предметов: чтением, письмом, математическими представлениями и др. 5 Содержание разделов № Название раздела, темы Количество Контрольные п/п часов работы 1 1. Обследование обучающихся 2 2. Развитие крупной и мелкой моторики; 12 графомоторных навыков 3. Тактильно-двигательное восприятие 4 4. Кинестетическое и кинетическое развитие 4 5. Восприятие формы, величины, цвета; 15 конструирование предметов. 6. Развитие зрительного восприятия и зрительной 6 памяти 7. Восприятие особых свойств предметов 6 8. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти 6 9. Восприятие пространства 7 10. Восприятие времени 3 11. Обследование познавательной деятельности и 2 2 68 3 графомоторных навыков Итого: 6 III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные: осознание себя как обучающегося, как члена семьи, одноклассника, друга; формирование мотивации к обучению и познанию; принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей образовательной среде и самостоятельность при выполнении учебных заданий, поручений; понимание личной ответственности за свои поступки. Предметные: Минимальный уровень: целенаправленно выполнять действия по трехзвенной инструкции учителя; различать основные цвета, геометрические формы (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник); группировать предметы по трем признакам формы, величины, цвета с помощью учителя; определять цвета и оттенки, используя их в игровой и продуктивной деятельности по показу; дорисовывать незаконченные геометрические фигуры; рисовать бордюры, выполнять графические диктанты на слух; определять контрастные температуры предметов; различать пищевые запахи и вкусы; обозначать их словесно; определять направление звука в пространстве; выполнять действия по звуковому сигналу; повторять простой ритмический рисунок; выделять слова, близкие по слоговой структуре, используя помощь учителя; ориентироваться в условиях практических проблемных задачах; 7 определять предпосылки решения задач в наглядно- действенном плане к наглядно- образному мышлению, используя помощь учителя; используют наглядные модели и схемы на развитие воображения, используя помощь учителя. Достаточный уровень: самостоятельно выполнять действия по трехзвенной инструкции педагога; самостоятельно группировать предметы по трем признакам формы, величины, цвета; самостоятельно дорисовывать незаконченные изображения; самостоятельно определять цвета и оттенки, используя их в игровой и продуктивной деятельности; узнавать, показывать, называть основные геометрические фигуры и тела (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); самостоятельно выделять слова, близкие по слоговой структуре самостоятельно определять на ощупь поверхность предметов и обозначать в слове качества и свойства, использовать в продуктивной деятельности; самостоятельно классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств; самостоятельно сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивая на руке; самостоятельно действовать по звуковому сигналу; выполнять анализ наглядно-образных задач; определять предпосылки решения задач в наглядно- действенном плане к наглядно- образному мышлению, самостоятельно; используют наглядные модели и схемы на развитие воображения. 8 Система оценки достижений Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: 0 баллов – нет фиксируемой динамики; 1 балл – минимальная динамика; 2 балла- удовлетворительная динамика; 3 балла – значительная динамика. В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной отсталостью программе для (интеллектуальными обучающихся нарушениями) с умственной результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося. На коррекционных занятиях «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» система оценивания является безотметочной, в тоже время учитель-дефектолог постоянно отслеживает и контролирует достижения обучающегося, используя иные способы фиксации и формализации оценки, которые способствуют созданию ситуации успешности обучения для каждого. Текущий контроль осуществляется на коррекционных занятиях в форме тестирования. Итоговые работы могут состоять из группового и индивидуального обследования. Учитель-дефектолог анализирует специфические ошибки и строит дальнейшую коррекционную работу с учетом частотности допускаемых ошибок. Заполняется протокол на обучающегося. Проводится мониторинг графомоторных навыков и познавательной сферы: первичное (на начало года); итоговое (конец года). 9 В основу организации процедуры коррекционного мониторинга по развитию психомоторики и сенсорных процессов обучающихся положены методики Е.А. Стребелевой, Н.И. Озерецкого, М.О. Гуревич, А.Р. Лурия, М.М. Семаго. Для каждой серии всех методик разработаны собственные критерии оценки. Общим правилом при оценивании заданий всех серий является учет степени успешности выполнения с помощью градаций (оценок в баллах). Эти градации отражают четкость и правильность выполнения, характер и тяжесть использованной допускаемых помощи, дифференцированного что дает результата. ошибок, вид возможность Процентное и количество получения выражение более качества выполнения методики соотносится затем с одним из уровней успешности. Критерии оценки уровня развития: высокий – 100 - 80%; выше среднего – 79,9 -65%; средний – 64,9 - 45%; низкий – 44,9% и ниже. На основе полученных значений вычерчивается индивидуальный график динамики развития, отражающий как наиболее несформированные, так и наиболее сохранные компоненты сенсорной системы обучающегося и позволяющий отследить динамику его познавательного развития. 10 IV. № Кол-во часов Тема ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Программное содержание Дифференциация видов деятельности обучающихся Минимальный уровень Достаточный уровень Обследование - 2 часа 1-2 Обследование обучающихся, комплектование групп для коррекционных занятий 2 Обследование обучающихся, комплектование групп для коррекционных занятий Выполняют дифференцированные задания при оказании помощи учителя Выполняют большинство заданий самостоятельно Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков - 12 часов 3 Выполнение сложных подражательных движений за учителем с постепенным увеличением темпа. Смена видов движения по сигналу. Упражнения на сочетание речи с движением 1 Выполнение сложных подражательных движений за учителем с постепенным увеличением темпа Выполняют сложные подражательные движения Выполняют упражнения на сочетание речи с движением 4 Обучение целенаправленным действиям по двухзвенной инструкции учителя 1 Выполнение действий по инструкции педагога (2 шага вперед — поворот направо и т. д.) Выполняют действия по инструкции учителя Выполняют действия по инструкции учителя (3 шага вперед — поворот направо 5 Обучение целенаправленным действиям по двухзвенной инструкции учителя 1 Выполнение действий по инструкции учителя (2 шага вперед — поворот направо и т. д.) Выполняют действия по инструкции учителя Выполняют действия по инструкции учителя (3 шага вперед — поворот направо 11 6 Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением 1 Выполнение пальчиковых игр, логоритмические упражнения Выполняют пальчиковые игры с помощью учителя Выполняют пальчиковые игры, логоритмические упражнения 7 Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением 1 Выполнение пальчиковых игр, логоритмические упражнения Выполняют пальчиковые игры с помощью учителя Выполняют пальчиковые игры, логоритмические упражнения 8 Вырезание ножницами из бумаги по шаблону предметных изображений 1 Вырезание ножницами из бумаги по шаблону предметных изображений Вырезают из бумаги по контуру предметные изображении Концентрируют внимание на задании. Владеют приемами вырезания 9 Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету предметных изображений 1 Штриховка в разных направлениях, с различной силой движения руки; штриховка различными видами линий Раскрашивают рисунок, выполняют штриховку в разных направлениях Раскрашивают рисунок, выполняют ь штриховку в разных направлениях. Умеют координировать движения рук при письме 10 «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»; «Угадай, кто я?» (по пантомиме) 1 Выполнение игровых упражнений Умеют выполнять игровые упражнения Выполняют игровые упражнения по пантомиме 11 Рисование бордюров по образцу 1 Рисование бордюров по образцу Рисуют бордюры по образцу Рисуют бордюры по образцу самостоятельно 12 Графический диктант 1 Выполнение ь графического диктанта (зрительный и на слух) Ориентируются в пространственных понятиях, удерживать и фиксировать взгляд на пространстве листа Выполняют графические работы под диктовку (зрительный и на слух) 13 Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бус) 1 Выполнение упражнений на синхронность работы обеих рук Умеют выполнять упражнения на синхронность работы обеих рук Выполняют упражнения на синхронность работы обеих рук самостоятельно 12 14 Работа в технике объемной и «рваной» аппликации 1 Работа в технике объемной и «рваной» аппликации Умеют составлять целое из разных частей, а также составлять целое из отдельных частей Соотносят части изображений по размеру, расцветке. Умеют работать вместе на одном листе бумаги, быстро ориентироваться на этом пространстве Тактильно-двигательное восприятие - 4 часа 15 Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, холодные, теплые, крупные, мелкие) 1 Определение на ощупь предметов с разными свойствами Умеют определять на ощупь предметы с разными свойствами Определяют на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, холодные, теплые, крупные, мелкие 16 Дидактическая игра «Что бывает..(пушистое)» 1 Формирование понятия пушистое, гладкое Формируют понятия пушистое, гладкое Умеют формировать понятия пушистое, гладкое самостоятельно 17 Работа с пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Овощи» 1 Работа с пластилином Умеют создавать разные образы на основе преобразования форм и творческого воображения Используют разные приемы лепки 18 Игры с сюжетной мозаикой 1 Выкладывание сюжетных картинок из мозаики Умеют группировать детали по цвету Выкладывают детали по образцу самостоятельно 13 Кинестетическое и кинетическое развитие - 4 часа 19 Движения и позы верхних и нижних конечностей 1 Выполнение упражнений по инструкции педагога. Логоритмические игры. Инсценировка движений разных животных Инсценируют движения разных животных с помощью учителя Инсцинируют движения разных животных 20 Выразительность движений (имитация повадок животных, инсценирование школьных событий) 1 Имитирование повадок животных, инсценировка школьных событий Имитируют движения по показу учителя Умеют имитировать движения и позы тела 21 Движения и позы тела 1 Имитирование движений, игры Имитируют движения по показу «Море волнуется», «Зеркало» учителя Умеют имитировать движения и позы тела 22 Имитация движений и поз (повадки зверей, природных явлений) 1 Инсценировка по сказке «Теремок», животные Умеют инсценировать сказку «Колобок», животных Инсценируют сказку «Колобок» с помощью учителя Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов - 15 часов 23 Соотнесение цвета реального предмета с эталоном; учить дифференцировать желтый – оранжевый – коричневый 1 24 Использование цвета для обозначения предметов. Дети обозначают фишками определенных цветов предметы в сказке или стихотворении, которые 1 Соотнесение цвета реального предмета с эталоном Использование цвета для обозначения предметов Соотносят цвета реального предмета с эталоном с помощью учителя Дифференцируют желтый – оранжевый – коричневый Умеют использовать цвета для обозначения предметов Используют цвета для обозначения предметов самостоятельно 14 читает учитель 25 Соотношение предметов по цвету («Подбери кукле однотонную одежду») 1 Соотнесение предметов по цвету Умеют соотносить предметы по цвету Соотносят предметы по цвету самостоятельно 26 Выбор и группировка предметов на скорость 1 Формирование сенсорных эталонов по форме, величине Формируют сенсорные эталоны формы, величины Группируют предметы на скорость 27 Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету 1 Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку Группируют предметы по самостоятельно выделенному признаку Сравнивают и группируют предметы по форме, величине и цвету 1 Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку Группируют предметы по самостоятельно выделенному признаку Сравнивают и группируют предметы по форме, величине и цвету 29 Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий и т. д.) 1 Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам Умеют использовать простые мерки для измерения предмета Используют простые мерки для измерения и сопоставления отдельных параметров предмета (по длине, ширине, высоте) 30 «Составь геометрическую фигуру» (из ее частей) 1 Конструирование форм предметов Воспринимают изображения, составленные из геометрических фигур с помощью учителя Называют геометрические фигуры, из которых состоит рисунок 31 Составление сериационных рядов по величине из 4-5 предметов 1 Развитие сенсорных эталонов величины Сравнивают фигуры (изображения) по параметрам величины Сравнивают 4—5 предметов по длине и ширине 32 Дидактическая игра «Цветик-семицветик» 1 Формирование сенсорных эталонов формы, цвета, Выполняют упражнение «Цветиксемицветик» Формируют сенсорные эталоны формы, цвета, 28 15 величины величины 33 Выкладывание рядов из чередующихся трех элементов (по цвету, форме, величине) 1 Выкладывание рядов из чередующихся трех элементов Выкладывают ряды из чередующихся трех элементов Выкладывают ряды из чередующихся трех элементов (по цвету, форме, величине) 34 Дидактическая игра «Колумбово яйцо» 1 Формирование сенсорных эталоны формы, цвета, величины Выполняют упражнение «Колумбово яйцо» Формируют сенсорные эталоны формы, цвета, величины 35 Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей (пазлы, настольный «Лего») Составление предметов или целостных конструкций из мелких деталей Умеют составлять предметы или целостные конструкции из мелких деталей с помощью учителя Составляют предметы или целостные конструкции из мелких деталей (пазлы, настольный «Лего») Различают цвета и оттенки с опорой на образец. Подбирают оттенки по образцу Различают и подбирают оттенки к основным цветам самостоятельно 36-37 38 1 Различение цветов и оттенков Подбор оттенков к основным цветам 2 Различие цвета и оттенков Подбор оттенков к основным цветам. Подбор оттенков к основным цветам Конструирование предметов из геометрических фигур. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале 1 Конструирование предметов из Конструируют предметы из геометрических фигур геометрических фигур по образцу Составляют и конструируют целое из частей на разрезном наглядном материале 16 Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти - 6 часов 39 Формирование навыков зрительного анализа и синтеза предметов из 4-5 деталей 1 Формирование навыков зрительного анализа и синтеза предметов Умеют формировать навыки зрительного анализа и синтеза предметов по инструкции учителя Формируют навыки зрительного анализа и синтеза предметов, состоящих из 5 деталей 40 Нахождение отличий на наглядном материале 1 Сравнение двух картинок Сравнивают две картинки на наглядном материале Сравнивают две картинки на наглядном материале самостоятельно 41 Развитие зрительной памяти 1 Развитие зрительной памяти Умеют выполнять упражнения на зрительную память Выполняют упражнения на зрительную память по инструкции учителя 42-43 Различение наложенных изображений предметов (5-6 предметов) 2 Различие наложенных изображений предметов Умеют различать наложенные изображения предметов Различают наложенные изображения предметов (3-4 изображений) 44 Упражнения для профилактики и коррекции зрения 1 Выполнение Умеют выполнять физкультминутки, физкультминутки, упражнения упражнения для глаз, зрительную для глаз, зрительная гимнастику по инструкции учителя гимнастика Выполняют физкультминутки, упражнения для глаз, зрительную гимнастику Восприятие особых свойств предметов - 6 часов 45 46 Развитие тактильнодвигательного восприятия 1 Сравнение мешочки на ощупь «Найди такой же» Узнают знакомый предмет на ощупь Узнают знакомый предмет на ощупь. Определяют фактуры предмета: шершавый, гладкий 1 Сравнение мешочки на ощупь «Найди такой же» Узнают знакомый предмет на ощупь Узнают знакомый предмет на ощупь. Определяют фактуры предмета: 17 шершавый, гладкий Развитие осязания (температурные ощущения). Приборы измерения температуры (градусник) 1 Различие вкусовых качеств, обозначение словом ощущения 1 49 Развитие обоняния, обозначение словом ощущения 1 Развитие обоняния 50 Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок и т. д.), словесное обозначение барических ощущений 1 Сравнение предметов, имеющих разную массу. Использование слов «тяжелее», «легче», «такой же массы» 47 48 Определение температуры предмета (по картинке) Различение вкусовых качеств Определяют по инструкции холодную, тёплую, горячую воду Различают температуры предмета на ощупь. Определяют температуры предмета по картинке Различают вкусовые качества по инструкции учителя Различают вкусовые качества самостоятельно Умеют определять по запаху (приятный- неприятный запах) Определяют по запаху (приятный- неприятный запах) самостоятельно Сравнивают предметы, имеющие разную массу с помощью учителя Используют слова «тяжелее», «легче», «такой же массы». Сравнивают предметы, имеющие разную массу самостоятельно Развитие слухового восприятия и слуховой памяти - 6 часов 51 Развитие умения прислушиваться и различать шумы по громкости 1 Работа с шумовыми коробочками Развивают умение прислушиваться и различать шумы с помощью учителя Развивают умения прислушиваться и различать шумы по громкости 52 Развитие чувства ритма 1 Развитие чувства ритма Различают ритм мелодий с помощью учителя Различают ритм мелодий самостоятельно 53 Развитие чувства ритма 1 Развитие чувства ритма Различают ритм мелодий с помощью учителя Различают ритм мелодий самостоятельно 18 54 Различение мелодии по характеру (веселая, грустная). Звуковая имитация (подражание звукам окружающей среды) 55 56 Дидактическая игра «Кто позвал тебя, скажи» (различение по голосу) 1 Прослушивание музыкальных произведений. Подражание звукам окружающей среды Различают мелодии по характеру по инструкции учителя Различают мелодии веселые и грустные самостоятельно 1 Определение происхождения звуков Определяют происхождение звуков по инструкции учителя Различают звуки по голосу самостоятельно 1 Определение происхождения звуков Определяют происхождение звуков по инструкции учителя Различают звуки по голосу самостоятельно Восприятие пространства- 7 часов 57-58 Формирование навыков ориентировки в схеме собственного тела. Ориентировка в помещении (слева, справа, далеко, близко, рядом, вверху, внизу) 2 Формирование навыков ориентировки в схеме собственного тела Умеют двигаться в заданном направлении, обозначение словом направления движения Ориентируются в понятиях слева, справа, далеко, близко, рядом, вверху, внизу 59 Ориентировка в школьном помещении 1 Ориентировка в школьном помещении Умеют ориентироваться в понятии «дальше-ближе» Ориентируются в помещении самостоятельно 60 Учить ориентироваться на листе бумаги 1 Ориентировка на листе бумаги Выделяют все углы, срисовывают с образца по словесной инструкции Ориентируются на листе бумаги самостоятельно 61 Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа 1 Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа Располагают предметы в вертикальном и горизонтальном полях листа Ориентируются на бумаги по-разному расположенной 62 Построение комбинаций из 1 Раскладывание предметов по Умеют раскладывать предметы по Строют комбинации из 19 геометрических фигур, конструктора по словесной инструкции 63 Дидактическая игра «Лабиринт» 1 инструкции инструкции геометрических фигур, конструктора по словесной инструкции Выполнение упражнения «Лабиринт» Умеют выполнять упражнение «Лабиринт» Выполняют упражнение «Лабиринт» самостоятельно Восприятие времени - 3 часа 64 Формирование представлений о порядке следования дней недели 1 Формирование представления о порядке следования дней недели Располагают по порядку дни недели с помощью учителя 65 Порядок месяцев в году. Времена года. Работа с графической моделью «Времена года» 1 Работа с графической моделью Называют времена года с помощью «Времена года» учителя Работают с моделью «Времена года» самостоятельно 66 Знакомство с часами. Меры времени (секунда, минута, час, сутки). Определение времени по часам. Игры с моделью часов 1 Определение время по часам Игры с моделью часов Определяют время по часам Используют модель часов по инструкции учителя Располагают по порядку дни недели самостоятельно 20 Обследование познавательной деятельности и графомоторных навыков- 2 часа 67 Обследование графомоторных навыков 1 Выполнение графических заданий (зрительные и на слух) Ориентируются в пространственных понятиях, удерживают и фиксируют взгляд на пространстве листа Выполняют графические задания без опоры на образец 68 Обследование познавательной деятельности 1 Выполнение заданий на развитие зрительной, слуховой, тактильной памяти и внимания и мыслительных операций Соотносят предметы по величине из трех предложенных объектов с помощью учителя. Находят знакомые (основные) цвета в окружающей обстановке с опорой на образец. Узнают звуки живой природы с помощью учителя. Выполняют описание предметов, воспринятых тактильно, по инструкции учителя. Определяют «четвертый лишний с помощью учителя. Определяют последовательность событий с опорой на образец. Сравнивают группы предметов по количеству, считают, выполняют арифметические действия Соотносят предметы по величине из трех предложенных объектов. Находят знакомые (основные) цвета в окружающей обстановке. Узнают звуки живой природы. Выполняют описание предметов, воспринятых тактильно. Определяют «четвертый лишний». Определяют последовательность событий 21