МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Нижегородской области Управление образования, молодежной политики и спорта администрации Пильнинского муниципального округа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Пильнинская средняя школа «Содружество» ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Утверждено приказом директора от 28.08.2024 №31 о.д. Рабочая программа начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «Ритмика» 3 класс р.п. Пильна 2024 СОДЕРЖАНИЕ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ................................................................. 3 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ...................................................................... 5 III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ .............................................................. 7 IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .................................................... 12 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА I. Программно-методические материалы по коррекционному курсу «Ритмика» составлена на основе федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR) Программно-методические материалы могут быть использованы для образования обучающихся с умственной отсталостью вариант 1 адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Ритмика относится к коррекционно-развивающей области «Коррекционные занятия» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа коррекционного курса «Ритмика» в 3 классе рассчитана на 34 часа (34 учебные недели) и составляет 1 час в неделю. Цель коррекционного курса «Ритмика»– развитие двигательной активности обучающихся в процессе восприятия музыки. Задачи обучения: развитие умения слушать музыку; выполнение под музыку различных движений, в том числе и танцевальных, с речевым сопровождением и пением; развитие координации движений, чувства ритма, темпа; коррекция общей и речевой моторики, пространственной ориентировки; овладение музыкальным различными сопровождением формами ходьбы, движения: бега, выполнение с гимнастических и танцевальных упражнений; развитие двигательных навыков, обеспечивающих развитие 3 мышечного чувства, пространственных ориентировок и координации, четкости и точности движений; коррекция имеющихся отклонений в физическом развитии: нормализация мышечного тонуса, снятие неестественного напряжения мышц; формирование правильной осанки; формирование эстетического вкуса. развитие навыков участия в коллективной творческой деятельности. 4 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально – ритмическая деятельность Предусматривается обучающихся с нарушениями интеллекта. степень возрастания сложности познавательного материала, от получения знаний, до применения их в повседневной жизни. Коррекционная работа базируется на постоянном взаимодействии музыки, движений и устной речи: музыка и движения, музыка и речь, движения и речь, музыка, движения и речь. Обучающиеся учатся внимательно слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, начинать и оканчивать движение вместе с музыкой, передавать ритмический рисунок музыкальной темы. На занятиях по ритмике используются такие средства, как упражнения, игры со словом, элементы гимнастики под музыку, образные этюды. Ввиду психологических познавательной особенностей деятельности, с целью направленности обучения проводится детей с усиления нарушением практической коррекционная работа, которая включает следующие направления: совершенствование движений и сенсомоторного развития (развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие артикуляционной моторики); коррекция отдельных сторон психической деятельности (развитие восприятия, представлений, ощущений, двигательной памяти, внимания, формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина), развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени); развитие различных видов мышления (наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями); развитие основных мыслительных операций (умения сравнивать, анализировать, умения выделять сходство и различие понятий); 5 коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (развитие инициативности, формирование умения самостоятельности адекватной стремления преодолевать принятия самооценки, доводить решения, формирование начатое дело до трудности, воспитание формирование устойчивой умения анализировать свою деятельность); развитие речи (развитие фонематического слуха, зрительного и слухового восприятия). Содержание разделов № Название раздела п/п Кол-во Контрольные часов работы 1. Упражнения на ориентировку в пространстве 4 - 2. Ритмико-гимнастические упражнения 13 - 3. Упражнения с музыкальными инструментами 3 - 4. Игры под музыку 8 - 5. Танцевальные упражнения 6 - 34 - Итого: 6 III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные: персональная идентичность осознание себя как обучающегося, как члена семьи, одноклассника, друга; формирование мотивации к обучению и познанию; принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; формирование самостоятельности при выполнении учебных заданий, поручений; понимание личной ответственности за свои поступки; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности. Предметные: Минимальный уровень Должны: уметь рассчитываться на первый, второй, третий для последующего построения в три колонны, шеренги; соблюдать правильную дистанцию в колонне по три и в концентрических кругах; самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и темпа движений, руководствуясь музыкой; ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с малоконтрастными построениями; передавать в игровых и плясовых движениях различные нюансы музыки: напевность, грациозность, энергичность, нежность, игривость и т.д.; передавать хлопками ритмический рисунок мелодии; повторять любой ритм, заданный учителем; 7 выполнять несложные движения и упражнения вместе с педагогом задавать самим ритм одноклассникам и проверять правильность его исполнения (хлопками или притопами). Достаточный уровень Должны: самостоятельно уметь правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в соответствии с характером и построением музыкального отрывка; четко различать двухчастную и трехчастную форму в музыке, показывать в движении характер контрастных частей; отмечать в движении ритмический рисунок, акцент, слышать и самостоятельно менять движение в соответствии со сменой частей музыкальных фраз; четко, организованно самостоятельно перестраиваться, быстро реагировать на приказ музыки, даже во время веселой, задорной пляски; различать основные характерные движения некоторых народных танцев. Примерные планируемые результаты формирования БУД (базовых учебных действий): Личностные учебные действия: Осознание себя в роли обучающегося, заинтересованного посещением образовательной организации, обучением, занятиями, осознание себя в роли члена семьи, одноклассника, друга. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения. Коммуникативные учебные действия включают следующие умения: вступать в контакт и работать в коллективе ("учитель-ученик", "ученик-ученик", "ученик-класс", "учитель-класс"); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с 8 одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций. Регулятивные учебные действия включают следующие умения: соблюдать правила внутреннего распорядка (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты); выполнять учебный план, посещать предусмотренные учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы; Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления обучающихся. Познавательные учебные действия включают следующие умения: выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; устанавливать видо-родовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; 9 пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; читать; писать; выполнять арифметические действия; наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности. Система оценки достижения обучающихся Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: 0 баллов – нет фиксируемой динамики; 1 балл – минимальная динамика; 2 балла - удовлетворительная динамика; 3 балла – значительная динамика. Критерии оценки предметных результатов: В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося. Психолого-педагогическая реализации коррекционной диагностика работы с проводится обучающимся до с начала умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и после ее окончания. Критерием эффективности будет служить положительная динамика в развитии познавательных процессов и двигательной сферы. Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля: Стартовый определить контроль исходный (входная уровень диагностика), развития двигательной позволяющий активности 10 обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Текущий контроль (контрольная диагностика): прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения; пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия; рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план»действия и опирающийся на понимание принципов его построения; контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций собразцом. Текущий контроль (контрольная диагностика), позволяющий определить промежуточный уровень развития двигательной активности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Итоговый определить контроль итоговый обучающихся с (итоговая уровень умственной диагностика), развития двигательной отсталостью позволяющий активности (интеллектуальными нарушениями.) 11 IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тема коррекционного курса Кол-во часов Дифференциация видов деятельности № Программное содержание Минимальный уровень Достаточный уровень Упражнения на ориентировку в пространстве – 4 часа 1 Инструктаж по ОТ и ТБ. Ходьба в соответствии с метрической пульсацией: чередование ходьбы с приседанием 1 2 Построение в колонны по три. Перестроение из одного круга в два, три отдельных маленьких круга и концентрические круги путём отступления на шаг 1 3 Перестроение из общего круга в кружочки по два, три, четыре человека и обратно в общий круг 1 Повторение правил поведения и техники безопасности на уроках во время проведения занятий. Передвижение по залу, в соответствии с метрической пульсацией, чередуя ходьбу с приседанием Построение с соблюдением интервала. Выполнение поклона. Комплекс ритмической гимнастики. Выполнение действия под ритмичное отстукивание. Перестроение в колонны по три проводится с использованием зрительных ориентиров Музыкально – ритмическая игра (по выбору учителя0 Построение с соблюдением интервала. Выполнение поклона. Комплекс ритмической гимнастики. Перестроение Читают правила поведения и техники безопасности на уроках во время проведения занятий вместе с учителем. Выполняют ходьбу с приседанием в умеренном темпе Знают и называют правила поведения и техники безопасности на уроках во время проведения занятий. Выполняют ходьбу с чередованием с приседанием в различных темпах Входят и строятся в танцевальном зале под контролем учителя. Выполняют поклон по алгоритму; комплекс ритмической гимнастики, по образцу, повторяя действия учителя. Выполняют перестроение в колонны по три с использованием зрительных ориентиров и инструкции учителя. Передают несложный ритмический рисунок на музыкальном инструменте по образцу Входят и строятся в танцевальном зале под контролем учителя. Выполняют поклон по алгоритму; комплекс ритмической гимнастики под руководством учителя. Самостоятельно входят и строятся в танцевальном зале. Выполняют поклон; комплекс ритмической гимнастики, по образцу. Выполняют перестроение в колонны по инструкции Передают несложный ритмический рисунок на музыкальном инструменте Самостоятельно входят и строятся в танцевальном зале. Выполняют поклон, комплекс ритмической гимнастики. Выполняют перестроение из 12 из общего круга в малые круги. Ритмические упражнения 4 Выполнение во время ходьбы и бега заданий с предметами: обегать их, собирать, передавать друг другу, перекладывать с места 1 Построение с соблюдением интервала. Выполнение поклона. Комплекс ритмической гимнастики. Действия под ритмичное отстукивание. Ходьба и бег между предметами с замедлением и ускорением Выполняют перестроение из большого в малый круг и обратно по словесной инструкции учителя. Принимают участие в музыкальноритмической игре, выполняя инструкцию учителя, исполняют движения Входят и строятся в танцевальном зале под контролем учителя. Выполняют поклон по алгоритму; комплекс ритмической гимнастики под руководством учителя. Под руководством (в сопровождении) учителя выполняют действия с предметами двигаясь шагом и бегом большого в малый круг и обратно. Исполняют движения музыкально-ритмической игры Самостоятельно входят и строятся в танцевальном зале. Выполняют поклон, комплекс ритмической гимнастики. Выполняют чередование ходьбы с бегом, по прямой, огибая предметы, сохраняя темп, дистанцию. Выполняют действия с предметами (собирают, передают, перекладывают) во время движения Ритмико-гимнастические упражнения – 13 часов 5 Наклоны, повороты и круговые движения головы. Движения рук в разных направлениях: отведение рук в стороны и скрещивание их перед собой 1 Построение с соблюдением интервала. Выполнение поклона. Комплекс ритмической гимнастики. Выполнение наклонов, поворотов и круговых движений головы в сопровождении ритмического отстукивания (хлопками, притопами) Входят и строятся в танцевальном зале под контролем учителя с соблюдением интервала. Выполняют поклон по алгоритму; комплекс ритмической гимнастики под руководством учителя. Выполняют движения головой, повторяя действия за учителем Самостоятельно выполняют вход и построение в танцевальном зале с соблюдением интервала. Выполняют поклон, комплекс ритмической гимнастики. Выполняют наклоны, повороты и круговые движения головы в сопровождении ритмического отстукивания (хлопками, притопами) 13 6 Повороты туловища в сочетании с наклонами; повороты туловища вперёд, в стороны с движениями рук 1 Построение с соблюдением интервала. Выполнение поклона. Комплекс ритмической гимнастики. Выполнение поворотов туловища в сочетании с наклонами под ритмическое отстукивание. Упражнения на расслабление мышц рук Входят и строятся в танцевальном зале под контролем учителя с соблюдением интервала. Выполняют поклон по алгоритму; комплекс ритмической гимнастики под руководством учителя. Выполняют повороты и наклоны по образцу. Выполняют упражнения на расслабление мышц рук по инструкции 7 Неторопливое приседание с напряжённым разведением коленей в сторону, медленное возвращение в исходное положение 1 Построение с соблюдением интервала. Выполнение поклона. Комплекс ритмической гимнастики. Выполнение приседаний (глубокое и не глубокое) в медленном темпе, с сохранением правильной осанки. Упражнения на расслабление мышц ног Входят и строятся в танцевальном зале под контролем учителя с соблюдением интервала. Выполняют поклон по алгоритму; комплекс ритмической гимнастики под руководством учителя. Выполняют приседания (в медленном темпе), с разведением колен в стороны. Выполняют упражнения на расслабление мышц ног по инструкции 8 Поднимание на носках и полуприседание 1 Построение с соблюдением интервала. Выполнение поклона. Комплекс ритмической гимнастики. Выполнение чередующихся неглубоких приседаний и подниманий Входят и строятся в танцевальном зале с соблюдением интервала под контролем учителя. Выполняют поклон по алгоритму; комплекс ритмической гимнастики под руководством учителя. Выполняют чередующиеся, не Самостоятельно выполняют вход и построение в танцевальном зале с соблюдением интервала. Выполняют поклон по алгоритму; комплекс ритмической гимнастики под руководством учителя. Выполняют комплекс ритмической гимнастики и упражнения на расслабление мышц рук Самостоятельно выполняют вход и построение в танцевальном зале с соблюдением интервала. Выполняют поклон по алгоритму; комплекс ритмической гимнастики под руководством учителя. Выполняют приседания (в медленном темпе), с разведением колен в стороны, с сохранением правильной осанки. Выполняют упражнения на расслабление мышц ног Самостоятельно выполняют вход и построение в танцевальном зале с соблюдением интервала. Выполняют поклон по алгоритму; комплекс ритмической гимнастики 14 на носки в медленном темпе. Упражнения на расслабление мышц ног глубокие приседания и поднимания на носки в медленном темпе, под руководством учителя, по образцу. Выполняют упражнения на расслабление мышц ног по инструкции 9 Круговые движения ступни. Приседание с одновременным выставлением ноги вперёд, в сторону 1 Построение с соблюдением интервала. Выполнение поклона. Комплекс ритмической гимнастики. Выполнение приседания с одновременным выведением ноги вперед, в сторону. Упражнения на расслабление мышц ног. Поклон Входят и строятся в танцевальном зале под контролем учителя с соблюдением интервала. Выполняют поклон по алгоритму; комплекс ритмической гимнастики под руководством учителя. Выполняют приседания с одновременным выведением ноги вперед, в сторону по алгоритму. Выполняют упражнения на расслабление мышц ног, повторяя действия за учителем 10 Перелезание через сцепленные руки, через палку. Упражнения на выработку осанки 1 Построение с соблюдением интервала. Выполнение поклона. Комплекс ритмической гимнастики. Выполнение перелезаний через препятствия. Упражнения на формирование осанки Входят и строятся в танцевальном зале под контролем учителя с соблюдением интервала. Выполняют поклон по алгоритму; комплекс ритмической гимнастики под руководством учителя. Выполняют перелезание через препятствия с помощью учителя. Выполняют упражнения формирование осанки с опорой на образец под руководством учителя. Выполняют чередующиеся не глубокие приседания и поднимания на носки в медленном темпе. Выполняют упражнения на расслабление мышц ног Самостоятельно выполняют вход и построение в танцевальном зале с соблюдением интервала. Выполняют поклон по алгоритму; комплекс ритмической гимнастики под руководством учителя. Выполняют приседания с одновременным выведением ноги вперед, в сторону. Выполняют упражнения на расслабление мышц ног Самостоятельно выполняют вход и построение в танцевальном зале с соблюдением интервала. Выполняют поклон по алгоритму; комплекс ритмической гимнастики под руководством учителя. Выполняют перелезание через препятствия. Выполняют упражнения формирование осанки. 15 11 Упражнения на координацию движений. Взмахом отвести правую ногу в сторону и поднять руки через стороны вверх, хлопнуть в ладоши, повернуть голову 1 Построение с соблюдением интервала. Выполнение поклона. Комплекс ритмической гимнастики. Музыкальноритмическое задание на координацию движений. Упражнения на расслабление мышц рук 12 Круговые движения левой ноги в сочетании с круговыми движениями правой руки 1 Построение с соблюдением интервала. Выполнение поклона. Комплекс ритмической гимнастики. Упражнения на координацию движений. Музыкально-ритмическая игра 13 Упражнения на сложную координацию движений с предметами (флажками, мячами, обручами, скакалками) 1 Построение с соблюдением интервала. Выполнение поклона. Перестроение из шеренги в круг. Ритмические упражнения на координацию движений с Входят и строятся в танцевальном зале под контролем учителя с соблюдением интервала. Выполняют поклон по алгоритму; комплекс ритмической гимнастики под руководством учителя. Под руководством учителя и по образцу выполняют музыкальноритмическое задание на координацию движений. Выполняют упражнения на расслабление мышц рук с опорой на образец Входят и строятся в танцевальном зале под контролем учителя с соблюдением интервала. Выполняют поклон по алгоритму; комплекс ритмической гимнастики под руководством учителя. Передают в движении темп и ритм стиха Самостоятельно выполняют вход и построение в танцевальном зале с соблюдением интервала. Выполняют поклон по алгоритму; комплекс ритмической гимнастики под руководством учителя. Выполняют музыкальноритмическое задание на координацию движений. Выполняют упражнения на расслабление мышц рук Самостоятельно выполняют вход и построение в танцевальном зале с соблюдением интервала. Выполняют поклон по алгоритму; комплекс ритмической гимнастики под руководством учителя. Самостоятельно выполняют упражнения на координацию движений. Передают в движении темп и ритм стиха, выделяя голосом сильную долю Входят и строятся в танцевальном Самостоятельно выполняют зале под контролем учителя с вход и построение в соблюдением интервала. танцевальном зале с Выполняют поклон по алгоритму; соблюдением интервала. комплекс ритмической гимнастики Выполняют поклон по с предметами на координацию алгоритму; комплекс движений по образцу, повторяя ритмической гимнастики 16 предметами. Музыкально – ритмическая игра 14 Одновременное отхлопывание и протопывание несложных ритмических рисунков в среднем и быстром темпе с музыкальным сопровождением 1 Построение с соблюдением интервала. Выполнение поклона. Выполнение музыкальноритмических упражнений с ускорением и замедлением. Упражнения на координацию движений 15 Самостоятельное составление простых ритмических рисунков 1 Построение с соблюдением интервала. Выполнение поклона. Комплекс ритмической гимнастики. Выполнение творческого задания по придумыванию ритмической мелодии действия учителя. Выполняют перестроение из шеренги в круг по алгоритму и под руководством учителя. Перемещаются и перестраиваются в пространстве в соответствии с темпом и ритмом музыки по образцу Входят и строятся в танцевальном зале под контролем учителя с соблюдением интервала. Выполняют поклон по алгоритму; комплекс ритмической гимнастики с ускорением и замедлением, по образцу и под контролем учителя. Выполняют упражнения на координацию движений по алгоритму с предметами на координацию движений. Выполняют перестроение из шеренги в круг. Перемещаются и перестраиваются в пространстве в соответствии с темпом и ритмом музыки Самостоятельно выполняют вход и построение в танцевальном зале с соблюдением интервала. Выполняют поклон по алгоритму; комплекс ритмической гимнастики под руководством учителя. Выполняют музыкальноритмические упражнения с ускорением и замедлением; упражнения на координацию движений Входят и строятся в танцевальном Самостоятельно выполняют зале под контролем учителя с вход и построение в соблюдением интервала. танцевальном зале с Выполняют поклон по алгоритму; соблюдением интервала. комплекс ритмической гимнастики. Выполняют поклон; комплекс С помощью учителя, выполняют ритмической гимнастики творческое задание по под руководством учителя. придумыванию ритмической Выполняют творческое мелодии задание по придумыванию ритмической мелодии по инструкции 17 16 Повторение ритмического рисунка прохлопыванием и протопыванием. Упражнения на расслабление мышц 1 Построение с соблюдением интервала. Выполнение поклона. Комплекс ритмической гимнастики. Протопывание того, что учитель прохлопал, и наоборот. Выполнение расслабляющих упражнений Входят и строятся в танцевальном зале под контролем учителя с соблюдением интервала. Выполняют поклон по алгоритму; комплекс ритмической гимнастики с помощью прохлопывания (протопывания) небольшими фрагментами совместно с учителем. Выполняют расслабляющие упражнения, повторяя действия за учителем Самостоятельно выполняют вход и построение в танцевальном зале с соблюдением интервала. Выполняют поклон; комплекс ритмической гимнастики под руководством учителя с помощью прохлопывания (протопывания). Выполняют расслабляющие упражнения 17 Выпрямление рук в суставах и напряжение всех мышц от плеча до кончиков пальцев. Ослабление напряжения не опуская рук 1 Построение с соблюдением интервала. Выполнение поклона. Комплекс ритмической гимнастики. Выполнение упражнений на расслабление мышц рук. Музыкально-ритмическая игра Входят и строятся в танцевальном зале под контролем учителя с соблюдением интервала. Выполняют поклон по алгоритму; комплекс ритмической гимнастики с помощью прохлопывания (протопывания) небольшими фрагментами совместно с учителем. Выполняют упражнения на расслабление мышц рук, повторяя действия за учителем; выполняя движения соответствующие содержанию стихотворения музыкально-ритмической игры Самостоятельно выполняют вход и построение в танцевальном зале с соблюдением интервала. Выполняют поклон; комплекс ритмической гимнастики; выпрямляют руки в суставах, напрягая все мышцы от плеча до кончиков пальцев. Выполняют упражнения на расслабление мышц рук. Маршируют, выполняя движения соответствующие содержанию стихотворения музыкально-ритмической игры Упражнения с детскими музыкальными инструментами – 5 часа 18 Упражнения для кистей рук с бубенцами. Базовые упражнения 1 Построение с соблюдением интервала. Выполнение поклона. Поклон. Выполнение упражнений Входят и строятся в танцевальном зале под контролем учителя с соблюдением интервала. Выполняют поклон по алгоритму; комплекс ритмической гимнастики Самостоятельно выполняют вход и построение в танцевальном зале с соблюдением интервала. Выполняют поклон; комплекс 18 на развитие гибкости кистей рук. Знакомство со способами звукоизвлечения с помощью бубенцов. Игра под музыкальное сопровождение ровными длительностями: целыми, половинными, четвертями. 19 Отстукивание ритмических рисунков на бубне 1 Построение в колонну. Выполнение поклона. Упражнений на развитие гибкости кистей рук. Закрепление способов звукоизвлечения из бубна (удары по мембране, тремоло (долгое встряхивание). Игра на музыкальном инструменте. с помощью прохлопывания (протопывания) небольшими фрагментами совместно с учителем. Выполняют упражнения на развитие гибкости кистей рук по образцу. Знакомятся со способами звукоизвлечения с помощью бубенцов. Выполняют движения руками (встряхивание, болтание) по образцу, повторяя действия учителя. Игра под музыкальное сопровождение ровными длительностями: целыми, половинными Входят и строятся в танцевальном зале под контролем учителя с соблюдением интервала. Выполняют поклон по алгоритму; комплекс ритмической гимнастики; упражнения на развитие гибкости кистей рук, по образцу, повторяя действия учителя. Извлекают звуки с помощью бубна. Играют на музыкальном инструменте с помощью учителя. Слушают мелодию, отстукивают равные доли по инструкции учителя ритмической гимнастики; выполняют упражнения на развитие гибкости кистей рук. Выполняют звукоизвлечения с помощью бубенцов; движения руками для извлечения звука из бубенца (болтание встряхивание). Игра под музыкальное сопровождение ровными длительностями: целыми, половинными, четвертями. Самостоятельно выполняют вход и построение в танцевальном зале с соблюдением интервала. Выполняют поклон по алгоритму; комплекс ритмической гимнастики; упражнения на развитие гибкости кистей рук, по образцу, повторяя действия учителя. Знают способы звукоизвлечения с помощью бубна. Играют на музыкальном инструменте. Слушают мелодию, 19 отстукивают равные доли 20 Подыгрывание на бубне ритмического рисунка мелодии 21 Отстукивание ритмических рисунков маракасами Построение в колонну. Выполнение поклона. Упражнения на развитие гибкости кистей рук. Прослушивание мелодии Подыгрывание на бубне ритмического рисунка простой мелодии 1 Построение в колонну. Выполнение поклона. Упражнения на развитие гибкости кистей рук. Знакомство со способами звукоизвлечения из маракасов. Игра на музыкальном инструменте. Входят и строятся в танцевальном зале под контролем учителя с соблюдением интервала. Выполняют поклон по алгоритму; комплекс ритмической гимнастики; упражнения на развитие гибкости кистей рук, по образцу, повторяя действия учителя. Строятся в колонну по образцу. Выполняют упражнения на развитие гибкости кистей рук по образцу. Слушают простую мелодию С помощью бубна, передают несложный ритмический рисунок мелодии Входят и строятся в танцевальном зале под контролем учителя с соблюдением интервала. Выполняют поклон по алгоритму; комплекс ритмической гимнастики; упражнения на развитие гибкости кистей рук, по образцу, повторяя действия учителя. Строятся в колонну по образцу. Выполняют упражнения на развитие гибкости кистей рук по алгоритму. Извлекают звуки с помощью маракасов. Играют на музыкальном инструменте с помощью учителя. Слушают мелодию Самостоятельно выполняют вход и построение в танцевальном зале с соблюдением интервала. Выполняют поклон. Строятся в колонну. Выполняют упражнения на развитие гибкости кистей рук. Слушают мелодию. С помощью бубна, передают ритмический рисунок прослушанной мелодии Самостоятельно выполняют вход и построение в танцевальном зале с соблюдением интервала. Строятся в колонну. Выполняют упражнения на развитие гибкости кистей рук. Выполняют звукоизвлечения с помощью маракасов. Играют на музыкальном инструменте. Слушают мелодию, отстукивают равные доли с помощью маракасов 20 22 Инсценируют детскую песенку, играя на музыкальном инструменте 23 Передача в движении динамического нарастания в музыке, сильной доли такта 24 Выразительное исполнение в свободных плясках знакомых движений Построение в колонну. Выполнение поклона. Упражнения на развитие гибкости кистей рук. Прослушивание мелодии детской песенки. Работа над определением характера, темпа, музыкальных акцентов мелодии. Подыгрывание на бубне ритмического рисунка простой мелодии Входят и строятся в танцевальном зале под контролем учителя. Выполняют поклон по алгоритму; комплекс ритмической гимнастики; упражнения на развитие гибкости кистей рук, по образцу, повторяя действия учителя. Строятся в колонну по образцу. Выполняют упражнения на развитие гибкости кистей рук по алгоритму. Слушают простую мелодию. Определяют характер, темп, музыкальные акценты мелодии с помощью наводящих вопросов. Подыгрывают на бубне, следуя ритмическому рисунку простой мелодии Игры под музыку – 4 часов 1 Построение с соблюдением интервала. Выполнение поклона. Повторение знакомых движений под музыкальное сопровождение. Игра «Один, два, три, четыре, пять» Построение с соблюдением интервала. Выполнение поклона. Повторение знакомых Самостоятельно выполняют вход и построение в танцевальном зале. Выполняют поклон. Строятся в колонну. Выполняют упражнения на развитие гибкости кистей рук. Слушают мелодию. Определяют характер, темп, музыкальные акценты мелодии по опорным словам Играют на бубне,следуя ритмическому рисунку мелодии, делая акценты Входят и строятся в танцевальном зале под контролем учителя с соблюдением интервала. Выполняют поклон. Исполняют простые знакомые движения под музыкальное сопровождение. Передают несложный ритмический рисунок по алгоритму Самостоятельно выполняют вход и построение в танцевальном зале с соблюдением интервала. Выполняют поклон. Исполняют знакомые движения под музыкальное сопровождение. Самостоятельно передают несложный ритмический рисунок Входят и строятся в танцевальном Самостоятельно выполняют зале под контролем учителя. вход и построение в Выполняют поклон по алгоритму; танцевальном зале. комплекс ритмической гимнастики; Выполняют поклон. 21 движений под музыкальное сопровождение. Игра «Танцевальная композиция»: - прослушивание композиции (вальс, полька, марш); - выполнение танцевальных движений к мелодии; - демонстрация танца с учетом ритма и темпа 25 Самостоятельное ускорение и замедление темпа разнообразных движений 1 Построение с соблюдением интервала. Выполнение поклона. Повторение знакомых движений под музыкальное сопровождение. Ходьба с ускорением и замедлением темпа» музыка Н. Александрова «Пьеса». - передача в движении ритма и темпа; - передача ритмического рисунка; - перемещение и перестроение в пространстве в соответствии с темпом и ритмом музыки упражнения на развитие гибкости кистей рук, по образцу, повторяя действия учителя. Выполняют знакомые движения под музыкальное сопровождение по образцу. Играют в игру «Танцевальная композиция»: - прослушивают композиции (вальс, полька, марш); - выполняют танцевальные движения к мелодии с помощью образца Входят и строятся в танцевальном зале под контролем учителя соблюдением интервала. Выполняют поклон по алгоритму; комплекс ритмической гимнастики; упражнения на развитие гибкости кистей рук, по образцу, повторяя действия учителя. Двигаются в соответствии ритмом и темпом музыки. Выполняют несложный ритмический рисунок Выполняют знакомые движения под музыкальное сопровождение. Играют в игру «Танцевальная композиция»: - прослушивают композиции (вальс, полька, марш); - придумывают и выполняют танцевальные движения к мелодии; - демонстрируют танец учетом ритма и темпа Самостоятельно выполняют вход и построение в танцевальном зале. Выполняют поклон. Двигаются в соответствии ритмом и темпом музыки. Выполняют ритмический рисунок. Перемещаются и перестраиваются в пространстве в соответствии с темпом и ритмом музыки 22 26 Подвижные игры с пением и речевым сопровождением Игра «Кто же, кто же к нам пришел» 1 27 Передача в движениях развёрнутого сюжета музыкального рассказа. Смена ролей в импровизации 1 Построение с соблюдением интервала. Выполнение поклона. Повторение знакомых движений под музыкальное сопровождение. Игра «Кто же, кто же к нам пришел» - передача несложного ритмического рисунка - передача в движении ритм и темп стиха, выделяя голосом сильную долю - передача через движение особенностей характера - перемещение и перестроение в пространстве в соответствии с темпом и ритмом музыки Построение с соблюдением интервала. Выполнение поклона. Выполнение танцевальных импровизаций движений под музыку из мультипликационных фильмов. Выполнение движений в подвижном или спокойном темпе. Музыкально-ритмическая игра Входят и строятся в танцевальном зале под контролем учителя соблюдением интервала. Выполняют поклон по алгоритму; комплекс ритмической гимнастики; упражнения на развитие гибкости кистей рук, по образцу, повторяя действия учителя. Повторяют знакомые движений под музыкальное сопровождение по образцу: - передают в движении ритм и темп стиха; - передают несложный ритмический рисунок; - перемещаются и перестраиваются в пространстве в соответствии с темпом и ритмом музыки с помощью учителя Самостоятельно выполняют вход и построение в танцевальном зале с соблюдением интервала. Выполняют поклон. Повторяют знакомые движений под музыкальное сопровождение. - передают в движении ритм и темп стиха, выделяя голосом сильную долю - передают несложный ритмический рисунок -передают через движение особенности характера; - перемещаются и перестраиваются в пространстве в соответствии с темпом и ритмом музыки Входят и строятся в танцевальном зале под контролем учителя соблюдением интервала. Выполняют поклон по алгоритму; комплекс ритмической гимнастики; упражнения на развитие гибкости кистей рук, по образцу, повторяя действия учителя. Выполняют танцевальные движения под музыку из мультипликационных фильмов с опорой на образец. Выполняют движения в подвижном или спокойном темпе по Самостоятельно выполняют вход и построение в танцевальном зале с соблюдением интервала. Выполняют поклон; танцевальные движения под музыку из мультипликационных фильмов, по собственному желанию и фантазии, импровизируя. Выполняют движения в подвижном или спокойном темпе. 23 инструкции учителя. Двигаются в разных направлениях, используя ходьбу, бег, подскоки в зависимости от характера музыки под контролем учителя Танцевальные упражнения – 6 часов 29 Повторение элементов танца. Игровые двигательные упражнения с предметами 1 Построение с соблюдением интервала. Выполнение поклона. Повторение движения «шаг на полупальцах». Выполнение движений в подвижном или спокойном темпе с предметами. Упражнения на координацию движений 30 Шаг на носках, шаг польки. Широкий, высокий бег 1 Построение с соблюдением интервала. Выполнение поклона. Отработка танцевальных движений. Бег с ускорением и замедлением темпа. Упражнения на расслабление мышц ног 31 Сильные подскоки, 1 Построение с соблюдением Входят и строятся в танцевальном зале под контролем учителя с соблюдением интервала. Выполняют поклон по алгоритму; комплекс ритмической гимнастики; упражнения на развитие гибкости кистей рук, по образцу, повторяя действия учителя. Выполняют танцевальные движения по образцу; движения в подвижном или спокойном темпе с предметами по инструкции. Выполняют упражнения на координацию движений с опорой на образец Входят и строятся в танцевальном зале под контролем учителя с соблюдением интервала. Выполняют поклон по алгоритму; комплекс ритмической гимнастики; танцевальные движения по образцу; бег с ускорением и замедлением темпа по образцу, повторяя действия учителя. Выполняют упражнения на расслабление мышц ног, повторяя действия за учителем Входят и строятся в танцевальном Двигаются в разных направлениях, используя ходьбу, бег, подскоки в зависимости от характера музыки Самостоятельно выполняют вход и построение в танцевальном зале с соблюдением интервала. Выполняют поклон; движения в подвижном или спокойном темпе с предметами; танцевальные движения. Исполняют танцевальные движения по памяти. Выполнение упражнения на координацию движений Самостоятельно выполняют вход и построение в танцевальном зале с соблюдением интервала. Выполняют поклон; исполняют танцевальные движения по памяти. Выполняют бег с ускорением и замедлением темпа. Выполняют упражнения на расслабление мышц ног Самостоятельно выполняют 24 боковой галоп. Элементы русской пляски: приставные шаги с приседанием, полуприседание с выставлением ноги на пятку интервала. Выполнение поклона. Выполнение поскоков и галопа в круге. Отработка танцевальных движений. Упражнения на расслабление мышц ног 32 Движения парами: боковой галоп, подскоки. Основные движения народных танцев 1 Построение с соблюдением интервала. Выполнение поклона. Танцевальные движения в паре. Упражнения на расслабление мышц ног 33 Танцевальные движения «Полька». Урок – конкурс 1 Построение с соблюдением интервала. Выполнение поклона. Повторение ранее изученных танцевальных движений. Упражнения на зале под контролем учителя с соблюдением интервала. Выполняют поклон по алгоритму; комплекс ритмической гимнастики; танцевальные движения по образцу; бег с ускорением и замедлением темпа по образцу, повторяя действия учителя. Выполняют подскоки и галоп в круге по образцу. Выполняют упражнения на расслабление мышц ног по инструкции Входят и строятся в танцевальном зале под контролем учителя с соблюдением интервала. Выполняют поклон по алгоритму; комплекс ритмической гимнастики; танцевальные движения по образцу; бег с ускорением и замедлением темпа по образцу, повторяя действия учителя. Выполняют танцевальные движения в паре с помощью учителя. Выполняют упражнения на расслабление мышц ног Входят и строятся в танцевальном зале под контролем учителя с соблюдением интервала. Выполняют поклон по алгоритму; комплекс ритмической гимнастики; танцевальные движения по образцу в паре с помощью учителя. вход и построение в танцевальном зале с соблюдением интервала. Выполняют поклон. Выполняют подскоки и галоп в круге. Исполняют танцевальные движения по памяти. Выполняют упражнения на расслабление мышц ног Самостоятельно выполняют вход и построение в танцевальном зале с соблюдением интервала. Выполняют поклон; танцевальные движения в паре. Выполняют упражнения на расслабление мышц ног Самостоятельно выполняют вход и построение в танцевальном зале с соблюдением интервала. Выполняют поклон; танцевальные движения в паре. 25 расслабление мышц ног 34 Упражнения на развитие танцевального творчества. Вальс, основные шаги 1 Построение с соблюдением интервала. Выполнение поклона. Разучивание танцевальных движений. Выполнение творческого задания в парах. Упражнения на расслабление мышц рук и ног Выполняют упражнения на расслабление мышц ног Входят и строятся в танцевальном зале под контролем учителя с соблюдением интервала. Выполняют поклон по алгоритму; комплекс ритмической гимнастики; танцевальные движения по образцу в паре с помощью учителя. Выполняют упражнения на расслабление мышц ног и рук, повторяя действия за учителем Выполняют упражнения на расслабление мышц ног Самостоятельно выполняют вход и построение в танцевальном зале с соблюдением интервала. Выполняют поклон; танцевальные движения в паре. Выполняют упражнения на расслабление мышц ног и рук 26