География 6 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Нижегородской области
Управление образования, молодежной политики и спорта администрации
Пильнинского муниципального округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пильнинская средняя школа «Содружество»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Утверждено
приказом директора
от 28.08.2024 г. №31 о.д.

Рабочая программа общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
«География»
(для 6 класса)

Пильна
2024

ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ............................................................... 3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ .................................................................... 6
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ............................................................. 8

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

I.

Рабочая программа по учебному предмету «География» составлена
на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом
Министерства

просвещения

России

от

24.11.2022

г.

№

1026

(https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО

(вариант 1) адресована обучающимся с легкой

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации

их

особых образовательных потребностей,

а

также

индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «География» относится к предметной области
«Естествознание» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «География» в 6 классе рассчитана на 34 учебные недели и
составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
ФАООП УО определяет цель и задачи учебного предмета
«География».
Цель обучения - сформировать у обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение использовать
географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения,
оценки

разнообразных

природных,

социально-экономических

и

экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей
среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически
сообразного поведения в окружающей среде.
Задачи обучения:
 формирование представлений о географии и ее роли в понимании
природных и социально-экономических процессов и их взаимосвязей;

3

 формирование представлений об особенностях природы, жизни,
культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах
России, разных материков и отдельных стран;
 формирование

умения

выделять,

описывать

и

объяснять

существенные признаки географических объектов и явлений;
 формирование умений и навыков использования географических
знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов,
адаптации

к

условиям

территории

проживания,

соблюдения

мер

безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф;
 овладение основами катастрофической грамотности и использование
элементарных

практических

умений

и

приемов

использования

географической карты для получения географической информации;
 формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и
явлениями

географической

среды,

их

изменениями

в

результате

природных и антропогенных воздействий.
Рабочая программа по учебному предмету «География» в 6 классе
определяет следующие задачи:
 формирование у обучающихся представлений о географии как науке;
 обучение ориентированию по Солнцу, признакам погоды, Полярной
звезде;
 формирование представлений об опасных природных явлениях,
 формирование географических представлений о рельефе и водоемах
нашей планеты;
 формирование

умения

работать

с

географической

картой,

графической наглядностью;
 воспитание патриотических чувств, видение красоты природы,
бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными
направлениями природоохранительной работы;

4

 формирование умения применять полученные знания в повседневной
жизни.

5

II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Содержание учебного предмета «География» позволяет формировать
у обучающихся широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как
умение

классифицировать,

наблюдать,

делать

выводы,

объяснять,

доказывать, давать определения понятиям.
В процессе изучения учебного предмета «География» в 6 классе
обучающиеся научатся ориентироваться на местности, познакомятся с
физической картой России, ее географическим положением, границами,
формами земной поверхности, водоемами. В данной программе вначале
планируется формирование более точных географических представлений о
рельефе и водоемах своей местности (на экскурсиях и уроках с
использованием видеофильмов). На этих занятиях, готовя к восприятию
следующей темы, учитель может уточнить, какими цветами будут
обозначаться формы рельефа и водоемы на карте.
Затем планируется изучение одной из самых сложных тем курса
географии — «План и карта». При изучении этой темы следует
осуществить постепенный переход от черчения плана стола, класса, к
чтению планов школьного участка и местности, а затем к знакомству с
географической картой.
Такая последовательность изучения тем позволит более логично
перейти от знакомства с физической картой России к изучению глобуса и
физической карты полушарий.
В программу 6 класса введены темы: «Явления природы» (дождь,
ветер, ураган, шторм, землетрясение, извержение вулканов), «Краткие
сведения о Земле, Солнце и Луне», «Планеты», «Освоение космоса». Это
позволит своевременно начать формирование географических знаний в
тесной связи с элементарными физическими и астрономическими, что
создаст наиболее полное представление о планете Земля. Опасные

6

природные явления будут изучаться и в дальнейшем применительно к
конкретным географическим территориям.
Изучение географии в 6 классе предполагает проведение экскурсий с
целью формирования более точных географических представлений о
формах земной поверхности и водоемах местности, где проживают
обучающиеся.
Содержание разделов
№

Название раздела

Количество
часов
5

Контрольные работы

1.

Введение

2.

Ориентирование на местности

5

1

3.

Формы поверхности Земли

4

1

4

Вода на Земле

10

1

5

План и карта

7

1

6.

Земной шар

17

1

7.

Карта России

20

2

Итого

1

68

7

III.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:
 формирование установки на безопасный здоровый образ жизни;
 формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с задачей, поставленной учителем;
 совершенствование умения понимать причины успеха/неуспеха
учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха;
 развитие

умения

фиксировать

результаты

самостоятельной

деятельности (наблюдений, опытов);
 развитие

навыков

взаимодействия

при

работе

в

паре

при

изготовлении моделей или макета форм рельефа местности;
 формирование

эстетических

чувств

при

знакомстве

с

достопримечательностями крупнейших городов России и родного города;
 формирование уважения и восхищения людьми, совершившими
научные

открытия

 (кругосветные

путешествия,

запуск

искусственных

спутников

Земли и людей в
 космос, первые космонавты);
 формирование навыков безопасного поведения в природе (при
изучении грозы, молнии, лавин, землетрясений, извержений вулканов и
т.п. явлений природы)
Предметные:
Минимальный уровень:
 определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу
и местным признакам природы с помощью учителя;

8

 понимать условные знаки карты, показывать с помощью учителя
географические объекты;
 узнавать и называть географические объекты (формы поверхности
земли: равнины, холмы, овраги; водоемы), типичных представителей
животного и растительного мира на макетах, рисунках и фотографиях;
 называть,

описывать

существенные

признаки

географических

объектов и явлений;
 составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и
картины, опорные слова и выражения;
 использовать географические знания в повседневной жизни для
объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории
проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий
и техногенных катастроф;
 знать основные правила безопасного поведения в природе;
Достаточный уровень:
 применять элементарные практические умения и приемы работы с
географической картой для получения географической информации;
 определять направления на карте;
 вести

наблюдения

за

объектами,

процессами

и

явлениями

географической среды;
 сравнивать географические объекты и явления по заданным
критериям;
 составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и
картины, опорные слова и выражения;
 определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу
и местным признакам природы;
 выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;

9

 делать схематические зарисовки изучаемых форм земной
поверхности;
 читать географическую карту (условные цвета и основные знаки) по
атласам-приложениям к учебнику;
 составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и
картины;
 показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их
при помощи учителя на контурной карте.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
 ориентируется на карте, находит и показывает географические
объекты самостоятельно;
 понимает

смысл

вопроса

и

отвечает

на

вопросы

полными

распространенными предложениями;
 соблюдается связность слов в предложении. Приводит примеры,
подтверждающие высказанное суждение;
 классифицирует объекты на группы по существенным признакам;
 дает

последовательное

описание

объекта,

раскрывающее

его

существенные признаки и свойства;
 правильно устанавливает причинно-следственные связи.

10

Оценка «4» ставится, если обучающийся:
 ориентируется на карте, но имеются неточности при нахождении и
показе объекта;
 дает полные ответы на вопросы, но нарушена связность слов в
построении предложении;
 не полно выделяет существенные признаки объекта, нарушена
последовательность в описании объекта, явления.
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
 испытывает затруднения в правильном показе изученных объектов
на карте;
 дает неточный или неполный ответ на поставленный вопрос,
 материал

излагает

недостаточно

полно

и

последовательно,

нуждается в помощи учителя;
 испытывает трудности при классификации объектов на группы;
 самостоятельно

не

может

обобщить

полученные

знания

и

установить причинно-следственные связи.
Оценка «2» - не ставится.

11

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».