МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Нижегородской области Управление образования, молодежной политики и спорта администрации Пильнинского муниципального округа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Пильнинская средняя школа «Содружество» ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Утверждено Приказом директора от 28.08.2024 г. №31 о.д. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Практикум по химии» для обучающихся 10-11 классов 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа элективного курса предназначена для учащихся 10-11 класса и рассчитана на 68 часов за 2 года обучения. Элективный курс представлен в виде практикума, который позволит восполнить пробелы в знаниях учащихся по вопросам решения заданий разных типов в органической химии. Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии. Чтобы научиться химии, изучение теоретического материала должно сочетаться с систематическим использованием решения различных задач. В школьной программе существует эпизодическое включение расчетных задач в структуру урока, что снижает дидактическую роль количественных закономерностей, и может привести к поверхностным представлениям у учащихся о химизме процессов в природе, технике. Сознательное изучение основ химии немыслимо без понимания количественной стороны химических процессов. Решение задач содействует конкретизации и упрочению знаний, развивает навыки самостоятельной работы, служит закреплению в памяти учащихся химических законов, теорий и важнейших понятий. Выполнение задач расширяет кругозор учащихся, позволяет устанавливать связи между явлениями, между причиной и следствием, развивает умение мыслить логически, воспитывает волю к преодолению трудностей. Умение решать задачи, является одним из показателей уровня развития химического мышления учащихся, глубины усвоения ими учебного материала. Основным требованием к составлению или отбору задач является их химическое содержание, чёткость формулировки и доступность условия задачи, использование в условии задачи сведений практического характера. Структура занятия включает следующие формы работы: проверочные и самостоятельные работы в тестовой форме, составление тестовых заданий учащимися, составление алгоритмов задач, составление и защита авторских задач и цепочек превращения. Главным назначением данного курса является: - совершенствование подготовки учащихся с повышенным уровнем мотивации к изучению химии; - сознательное усвоение теоретического материала по химии, умение использовать при решении задач совокупность приобретенных теоретических знаний, развитие логического мышления, приобретение необходимых навыков работы с литературой. Цель курса: Обобщение, систематизация, расширение и углубление знаний учащихся по разделам органической химии; формирование навыков решения задач по химии различных типов. Задачи: 1. Совершенствование знаний о типах расчетных задач и алгоритмах их решения в органической химии. 2. Решение расчетных задач повышенной сложности. 3. Формирование навыков исследовательской деятельности. 4. Формирование потребности в приобретении новых знаний и способах их получения путем самообразования. 2 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА К концу обучения обучающийся получит следующие предметные результаты: Производить расчеты по формулам и уравнениям реакций; Производить расчеты на определение компонентов смеси; Производить расчеты на определение формул соединений; Раскрывать генетические связи в органической химии; Решать экспериментальные задачи по органической химии; Самостоятельно создавать алгоритмы решения задач; Осуществлять переход от одного класса органических веществ к другому; Использовать общие приемы работы с тестовыми заданиями различной сложности, ориентироваться в программном материале, уметь четко формулировать свои мысли; Пользоваться различными пособиями, справочной литературой, Интернетисточниками. Планируемые результаты воспитания нацелены на перспективу развития и становления личности обучающегося. Результаты достижения цели, решения задач воспитания даны в форме целевых ориентиров. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне среднего общего образования Направления Характеристики (показатели) Гражданское Патриотическое Осознанно выражающий свою российскую гражданскую идентичность в поликультурном и многоконфессиональном российском обществе, современном мировом сообществе. Сознающий свое единство с народом России как источником власти и субъектом тысячелетней российской государственности, с Российским государством, ответственность за развитие страны, российской государственности в настоящем и будущем. Проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно отстаивать суверенитет и достоинство народа России и Российского государства, сохранять и защищать историческую правду о Российском государстве в прошлом и в современности. Ориентированный на активное гражданское участие на основе уважения закона и правопорядка, прав и свобод сограждан, уважения к историческому и культурному наследию России. Осознанно и деятельно выражающий неприятие любой дискриминации в обществе по социальным, национальным, расовым, религиозным признакам, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности. Обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности (школьном самоуправлении, добровольчестве, экологических, природоохранных, военно-патриотических и др. объединениях, акциях, программах). Выражающий свою этнокультурную идентичность, 3 Духовнонравственное Эстетическое демонстрирующий приверженность к родной культуре на основе любви к своему народу, знания его истории и культуры. Сознающий себя патриотом своего народа и народа России в целом, деятельно выражающий чувство причастности к многонациональному народу России, к Российскому Отечеству, свою общероссийскую культурную идентичность. Проявляющий деятельное ценностное отношение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, к национальным символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране – России. Проявляющий уважение к соотечественникам, проживающим за рубежом, поддерживающий их права, защиту их интересов в сохранении общероссийской культурной идентичности. Проявляющий приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям, культуре народов России (с учетом мировоззренческого, национального, религиозного самоопределения семьи, личного самоопределения). Действующий и оценивающий свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных, социокультурных ценностей и норм с учетом осознания последствий поступков. Сознающий и деятельно выражающий понимание ценности каждой человеческой личности, свободы мировоззренческого выбора, самоопределения, отношения к религии и религиозной принадлежности человека. Демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных групп, традиционных религий народов России, национальному достоинству, религиозным убеждениям с учетом соблюдения конституционных прав и свобод всех граждан. Понимающий и деятельно выражающий ценность межрелигиозного, межнационального согласия людей, граждан, народов в России. Способный вести диалог с людьми разных национальностей, религиозной принадлежности, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения. Ориентированный на создание устойчивой многодетной семьи на основе российских традиционных семейных ценностей, понимании брака как союза мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания в ней детей, неприятия насилия в семье, ухода от родительской ответственности. Обладающий сформированными представлениями о роли русского и родного языков, литературы в жизни человека, народа, общества, Российского государства, их значении в духовно-нравственной культуре народа России, мировой культуре. Демонстрирующий устойчивый интерес к чтению как средству познания отечественной и мировой культуры. Знающий и уважающий художественное творчество своего народа, других народов, понимающий его значение в культуре. Критически оценивающий и деятельно проявляющий понимание эмоционального воздействия искусства, его влияния на душевное состояние и поведение людей. Сознающий и деятельно проявляющий понимание художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, 4 Физическое Трудовое традиций в искусстве. Ориентированный на осознанное самовыражение в разных видах искусства, художественном творчестве с учетом российских традиционных духовных и нравственных ценностей, на эстетическое обустройство собственного быта. Выражающий понимание ценности отечественного и мирового художественного наследия, роли народных традиций и народного творчества в искусстве. Понимающий и выражающий в практической деятельности ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении своего здоровья, здоровья других людей. Выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, физическая активность), стремление к физическому самосовершенствованию, соблюдающий и пропагандирующий безопасный и здоровый образ жизни. Проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных для физического и психического здоровья привычек, поведения (употребление алкоголя, наркотиков, курение, игровая и иные зависимости, деструктивное поведение в обществе и цифровой среде). Соблюдающий правила личной и общественной безопасности, в том числе безопасного поведения в информационной среде. Развивающий свои способности адаптироваться к стрессовым ситуациям в общении, в разных коллективах, к меняющимся социальным, информационным и природным условиям. Демонстрирующий навыки рефлексии своего физического и психологического состояния, состояния окружающих людей с точки зрения безопасности, сознательного управления своим эмоциональным состоянием, готовность и умения оказывать первую помощь себе и другим людям. Уважающий труд, результаты труда, трудовую собственность, материальные ресурсы и средства свои и других людей, трудовые и профессиональные достижения своих земляков, их социально значимый вклад в развитие своего поселения, края, страны. Проявляющий сформированные навыки трудолюбия, готовность к честному труду. Участвующий практически в социально значимой трудовой деятельности разного вида в семье, школе, своей местности, в том числе оплачиваемом труде в каникулярные периоды, с учетом соблюдения норм трудового законодательства. Способный к творческой созидательной социально значимой трудовой деятельности в различных социально-трудовых ролях, в том числе предпринимательской деятельности в условиях самозанятости или наемного труда. Ориентированный на осознанный выбор сферы трудовой, профессиональной деятельности в российском обществе с учетом личных жизненных планов, потребностей своей семьи, общества. Выражающий осознанную готовность получения профессионального образования, к непрерывному образованию в течение жизни как условию успешной профессиональной и общественной деятельности. Понимающий специфику трудовой деятельности, регулирования трудовых отношений, самообразования и профессиональной самоподготовки в информационном высокотехнологическом 5 Экологическое Познавательное 10 обществе, готовый учиться и трудиться в современном обществе. Выражающий и демонстрирующий сформированность экологической культуры на основе понимания влияния социально-экономических процессов на окружающую природную среду. Применяющий знания социальных и естественных наук для решения задач по охране окружающей среды. Выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе, окружающей среде. Знающий и применяющий умения разумного, бережливого природопользования в быту, в общественном пространстве. Имеющий и развивающий опыт экологически направленной, природоохранной, ресурсосберегающей деятельности, участвующий в его приобретении другими людьми. Деятельно выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учетом своих способностей, достижений. Обладающий представлением о научной картине мира с учетом современных достижений науки и техники,достоверной научной информации, открытиях мировой и отечественной науки. Выражающий навыки аргументированной критики антинаучных представлений, идей, концепций, навыки критического мышления. Сознающий и аргументированно выражающий понимание значения науки, научных достижений в жизни российского общества, в обеспечении его безопасности, в гуманитарном, социальноэкономическом развитии России в современном мире. Развивающий и применяющий навыки наблюдений, накопления и систематизации фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности. СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА класс Введение. (1 час) Введение. Общие требования к решению химических задач. Использование знаний физики и математики при решении задач по химии. Особенности решения задач и составления химических уравнений в органической химии. Тема 1. Теория строения органических соединений. (2 часа) Основные положения теории химического строения. Составление гомологов, изомеров, структурных формул по названиям веществ. Принципы построения названий органических веществ 6 Тема 2. Углеводороды. (11 часов) Химические свойства алканов, алкенов, алкинов, алкадиенов, бензола; качественные реакции, изомерия, номенклатура углеводородов. Их применение на основе свойств. Вычисление количества изомеров, нахождение формул веществ по известным массовым долям или продуктам сгорания. Составление и решение генетических цепочек разных видов. Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения. (6 часов) Химические свойства, качественные реакции, именные реакции спиртов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, фенолов. Влияние строения на химические свойства веществ. Вычисление количества изомеров, нахождение формул веществ по известным массовым долям или продуктам сгорания. Составление и решение генетических цепочек разных видов. Тема 4. Органические вещества клетки. (3 часа) Жиры, углеводы, сложные эфиры, белки. Вычисление количества изомеров, нахождение формул веществ по известным массовым долям или продуктам сгорания. Составление и решение генетических цепочек разных видов. Тема 5.Азотсодержащие органические соединения. (4 часа) Амины, аминокислоты, белки, нуклеиновые кислоты. Решение задач на вывод формулы вещества. Решение генетических цепочек. Тема 6.Полимеры. (1 час) Высокомолекулярные органические соединения. Составление реакций полимеризации. Решение задач по уравнениям химической реакции для полимеров. Тема 7.Решение экспериментальных задач по органической химии. (3 часа) Решение экспериментальных задач на распознавание веществ в органической химии. Проведение практической работы с применением знаний качественных реакций в органической химии и методов качественного анализа. Тема 8. Решение задач повышенной сложности. (2 часа) Решение заданий повышенного уровня из материалов Единого Государственного Экзамена. Разбор наиболее сложных вопросов. Повторение алгоритмов решения задач (подготовка к зачету). Итоговое занятие (1 час) Итоговые зачеты по полугодиям. Составление и защита авторских задач, цепочек превращения. 11 класс Тема 1. Теоретические основы химии. Общая химия (8 часов) 1.1. Химический элемент Современные представления о строении атома. Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов: s-, p- и d-элементы. Электронная конфигурация атома. Основное и возбужденное состояние атомов. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Радиусы атомов, их периодические изменения в системе химических элементов. Закономерности изменения химических свойств элементов и их соединений по периодам и группам. Понятие о радиоактивности. 1.2. Химическая связь и строение вещества 7 Ковалентная химическая связь, еѐ разновидности (полярная и неполярная), механизмы образования. Характеристики ковалентной связи (длина и энергия связи). Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь. Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Зависимость свойств веществ от особенностей их кристаллической решетки. 1.3. Химические реакции 1.3.1. Химическая кинетика Классификация химических реакций. Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения. Скорость реакции, еѐ зависимость от различных факторов. Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов. 1.3.2. Теория электролитической диссоциации Электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты. Реакции ионного обмена. Характерные химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных. Характерные химические свойства оснований и амфотерных гидроксидов. Характерные химические свойства кислот. Характеристика основных классов неорганических соединений с позиции теории электролитической диссоциации (ТЭД). Характерные химические свойства солей: средних, кислых, основных; комплексных (на примере соединений алюминия и цинка). Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН). Индикаторы. Определение характера среды водных растворов веществ. 1.3.3. Окислительно-восстановительные реакции. Реакции окислительно-восстановительные, их классификация Коррозия металлов и способы защиты от неѐ. Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот). Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических соединений. 1.4. Решение тренировочных задач по теме: «Теоретические основы химии. Общая химия» » Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей. Расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях. Расчеты: теплового эффекта реакции. Расчеты: массовой доли (массы) химического соединения в смеси. Написание уравнений окислительно-восстановительных реакций, расстановка коэффициентов методом электронного баланса. Тема 2. Неорганическая химия (10 часов) 2.1. Характеристика металлов главных подгрупп и их соединений Общая характеристика металлов главных подгрупп I–III групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенности строения их атомов. Характерные химические свойства простых веществ и соединений металлов щелочных, щелочноземельных, алюминия. 2.2. Характеристика неметаллов главных подгрупп и их соединений Общая характеристика неметаллов главных подгрупп IV–VII групп в связи с их 8 положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов. Характерные химические свойства простых веществ и соединений неметаллов водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния. 2.3. Характеристика переходных элементов и их соединений Характеристика переходных элементов – меди, цинка, хрома, железа по их положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностям строения их атомов. Характерные химические свойства простых веществ и соединений переходных металлов – меди, цинка, хрома, железа. 2.4. Решение тренировочных задач по теме: «Неорганическая химия» Расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества. Расчеты: массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. Расчеты: массовой доли (массы) химического соединения в смеси. Определение рН среды раствором солей. Генетическая связь между основными классами неорганических соединений. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы. Тема 3. Органическая химия (10 часов) 3.1. Углеводороды Теория строения органических соединений. Изомерия – структурная и пространственная. Гомологи и гомологический ряд. Типы связей в молекулах органических веществ. Гибридизация атомных орбиталей углерода. Радикал. Функциональная группа. Классификация и номенклатура органических соединений. Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов. Природные источники углеводородов, их переработка. Механизмы реакций присоединения в органической химии. Правило В.В. Марковникова, правило Зайцева А.М. Характерные химические свойства ароматических углеводородов: бензола и толуола. Механизмы реакций электрофильного замещения в органических реакциях. Высокомолекулярные соединения. Реакции полимеризации и поликонденсации. Полимеры. Пластмассы, волокна, каучуки. 3.2. Кислородсодержащие органические соединения Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола. Характерные химические свойства альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров. Биологически важные вещества: углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды). Реакции, подтверждающие взаимосвязь углеводородов и кислородсодержащих органических соединений. Органические соединения, содержащие несколько функциональных. Особенности химических свойств. 4.3. Азотсодержащие органические соединения и биологически важные органические вещества Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений: аминов и аминокислот. Биологически важные вещества: жиры, белки, нуклеиновые кислоты. 9 Гормоны. Ферменты. Металлорганические соединения. 4.4. Решение практических задач по теме: «Органическая химия» Нахождение молекулярной формулы вещества. Генетическая связь между неорганическими и органическими веществами. Генетическая связь между основными классами неорганических веществ. Качественные реакции на некоторые классы органических соединений (алкены, алканы, спирты, альдегиды, карбоновые кислоты, углеводы, белки). Идентификация органических соединений. Тема 5. Обобщение и повторение материала курса химии (5 часа) Основные понятия и законы химии. Периодический закон Д.И.Менделеева и его физический смысл. Теория строения органических веществ А.М. Бутлерова и особенности органических соединений. Окислительно-восстановительные реакции в неорганической и органической химии. Генетическая связь между неорганическими и органическими соединениями. Экспериментальные основы органической и неорганической химии. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ класс 10 № 1 Тема занятия Введение. Общие требования к решению задач по химии. Кол-во часов 1 Тема 1. Теория строения органических соединений. (2 часа) 1 3 Решение заданий по основным положениям теории строения органических соединений. Решение заданий по основным положениям теории строения органических соединений. Тема 2. Углеводороды. (11 часов) 4 5 Составление цепочек превращения с использованием алканов. Составление и решение цепочек превращения для алкенов. 1 1 6 Решение задач на вывод молекулярной формулы по известным массовым долям для алканов и алкенов. Решение задач на вывод молекулярной формулы по продуктам сгорания для алканов и алкенов. Составление и решение цепочек превращения для алкинов. 1 Решение задач по химическим уравнениям с использованием алкинов. Составление и решение цепочек превращения для алкадиенов. Составление и решение цепочек превращения для бензола. 1 Задачи на определение объемной доли, мольной доли компонентов газовой смеси углеводородов. Решение задач по химическим уравнениям, если одно из исходных веществ дано в избытке. Зачет по теме «Углеводороды» (1-е полугодие) 1 2 7 8 9 10 11 12 13 14 1 1 1 1 1 1 1 10 Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения. (6 часов) 15 Составление и решение цепочек превращения для спиртов. 1 16 Решение задач на вывод формулы спиртов. 1 17 Составление и решение цепочек превращения для альдегидов и кетонов. Составление и решение цепочек превращения для карбоновых кислот. Составление и решение цепочек превращения для сложных эфиров 1 20 Генетическая связь без- и кислородосодержащих органических соединений. Тема 4. Органические вещества клетки.(3 часа) 1 21 Составление и решение цепочек превращения для жиров. Превращение жиров в организме человека. Составление и решение цепочек превращения для углеводов. Превращение углеводов в организме человека. Решение задач на пищевые растворы. 1 18 19 22 23 1 1 1 1 Тема 5. Азотсодержащие органические соединения. (4 часа) 24 Составление и решение цепочек превращения для аминов. 1 25 Составление и решение цепочек превращения для аминокислот. 1 26 Задачи на разделение смесей на примере азотосодержащих органических соединений. Составление и решение переходов алкан - белок 1 27 1 Тема 6. Полимеры. (1 час) 28 Решение задач на образование и разрушение полимеров. Тема 7. Решение экспериментальных задач по органической химии. 1 (3 часа) 29 Решение экспериментальных задач по теме «Углеводороды». 1 30 1 31 Решение экспериментальных задач по теме «Производные углеводородов». Решение экспериментальных задач по теме «Белки. Жиры. Углеводы». Тема 8. Решение задач повышенной сложности. (2 часа) 32 Решение заданий из материалов ЕГЭ. 1 33 Решение заданий из материалов ЕГЭ. 1 34 Зачёт по курсу «Трудные вопросы в органической химии». 1 1 Итого: 34 часа 11 класс 11 № Тема занятия 1 2 Тема 1. Теоретические основы химии. Общая химия. (9 часов) Химический элемент и химическая связь. Решение задач по теме: «Химический элемент и химическая связь». 1 1 3 4 5 6 Химическая кинетика. Решение задач по теме: «Химическая кинетика». Теория электролитической диссоциации. Решение задач по теме: «Теория электролитической диссоциации». 1 1 1 1 7 8 Окислительно-восстановительные реакции. Решение задач по теме: «Окислительно-восстановительные реакции». Тема 2. Неорганическая химия. (10 часов) 1 2 9 Характеристика металлов главных подгрупп и их соединений. 1 10 Решение задач по теме: «Щелочные и щелочноземельные элементы и их соединения, алюминий и его соединения». Характеристика неметаллов главных подгрупп и их соединений (галогены, подгруппа кислорода, водород). Решение задач по теме: «Галогены». Решение задач по теме: «Подгруппа кислорода, водород». Характеристика неметаллов главных подгрупп и их соединений (подгруппа азота, подгруппа углерода). Решение задач по теме: «Подгруппа азота». Решение задач по теме: «Подгруппа углерода». Характеристика металлов побочных подгрупп и их соединений. 1 18 Решение задач по теме: «Характеристика металлов побочных подгрупп и их соединений». Тема 3. Органическая химия. (10 часов) 1 19 20 Теория строения органических соединений. Изомерия. Углеводороды – алканы, алкены, циклоалканы, алкины, алкадиены. 1 1 21 22 23 24 Решение задач по теме: «Предельные углеводороды». Решение задач по теме: «Непредельные углеводороды». Ароматические углеводороды. Кислородсодержащие органические соединения (сравнительная характеристика спиртов, альдегидов и карбоновых кислот). 1 1 1 1 11 12 13 14 15 16 17 Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 12 Решение задач. Решение задач. Азотсодержащие органические соединения и биологически важные вещества. Решение задач. Тема 4. Обобщение и повторение материала курса химии (5 часов) 1 1 1 29 Обобщение материала по теме школьного курса «Общая химия» решение сложных задач, разбор типичных ошибок. 1 30 Обобщение материала по теме школьного курса «Неорганическая химия» - решение сложных задач, разбор типичных ошибок. 1 31 Обобщение материала по теме школьного курса «Органическая химия» - решение сложных задач, разбор типичных ошибок. 1 25 26 27 28 32 Итоговый контроль. Итого: 34 часа 1 2 13