Русский язык. Теория и практика

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Нижегородской области
Управление образования, молодежной политики и спорта администрации
Пильнинского муниципального округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Пильнинская средняя
школа «Содружество»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Утверждено
Приказом директора
от 28.08.2024 г. №31 о.д.

Рабочая программа
элективного курса
"Русский язык: теория и практика"
для обучающихся 10-11 классов

Планируемые результаты освоения курса
Освоение содержания учебного элективного курса «Русский язык: теория и практика» обеспечивает
достижение обучающихся следующих результатов:
• личностных:
- сформированность потребности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
- осознание необходимости постоянно совершенствовать свою речь, свою речевую культуру.
- осознание эстетической ценности слова, воспитание эстетического отношения к миру; понимание
этики и эстетики.
• метапредметных:
- умение самостоятельно определять цели учебной и творческой деятельности, составлять планы,
учебные алгоритмы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; анализировать свои образовательные приращения, выбирать способы корректировки
достигнутых результатов; в ситуациях общения выбирать успешные речевые стратегии.
-владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками
разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов познания.
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение
навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в
различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию,
получаемую из различных источников;
- умение оценивать свою и чужую речь с эстетических и нравственных позиций;
- умение выбирать стратегию поведения, позволяющую достичь максимального эффекта.
• предметных:
- сформированность представлений о языке как знаковой системе, закономерностях его развития,
функциях языка;
- освоение базовых понятий лингвистики: язык и речь, функции языка, речевая деятельность, речевая
ситуация; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; текст, признаки и
категории текста; типы и стили речи; литературный язык, нормы литературного языка; основные
аспекты культуры речи; устная и письменная форма речи; синонимика русского языка; источники
расширения словарного состава современного русского языка;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка;
- владение знаниями о языковой норме, её функциях и вариантах; практическое овладение основными
нормами современного литературного языка;

К концу обучения обучающийся получит следующие предметные результаты:
распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте использовать языковые средства
адекватно цели и ситуации речевого общения;
- опознавать в предъявленных текстах формы русского языка (литературный язык, просторечие,
народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго);
- создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определённой
функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определённых
2

жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчёты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады,
сочинения);
- подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа высказывания и в соответствии с
типом текста определять тему, проблему и основную мысль текста;
- определять лексические и грамматические средства связи предложений в тексте в соответствии с
видами связи выделять основные признаки определённого стиля речи;
- опознавать в тексте и называть изобразительно-выразительные средства языка;
- определять их тип (лексические, синтаксические, фонетические);
- определять признаки и структурные элементы текста;
- опознавать типы текстов
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их
употребления;
- выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения
диалогической речи;
- опознавать лексические и синтаксические средства языка в текстах определённого стиля речи;
- опознавать типичные случаи несоблюдения языковых норм;
осуществлять речевой самоконтроль.
Содержание курса
Основное содержание программы
Введение. Специфика задания 27 (сочинение)
Шкала оценивания заданий с развернутым ответом. Этапы выполнения задания
Блок 1: Основные сведения о тексте - 5 ч
Как правильно понять исходный текст. Связь предложений в тексте. Виды текста
Информативность текста
«Расшифровка» информации текста.
Роль вступления и заключения в сочинении-рассуждении.
Форма вступления.
Форма заключения.
Блок 2: Основные закономерности работы с текстом - 21 ч
Проблема текста. Способы выявления проблемы и ее формулировки. Типы проблем. Способы
выявления проблем. Выбор одной проблемы из нескольких.
Проблемы в художественных и публицистических текстах. Как сформулировать проблему. Типовые
конструкции клише для формулировки проблемы.
Типичные ошибки, связанные с пониманием и формулировкой проблемы
Комментарий – результат исследования. Типы информации в тексте
Построение логической схемы по тексту. Типовые конструкции (клише) для комментирования
проблемы.
Комментируем проблему исходного текста. Введение цитат в текст сочинения.
Позиция автора и способы её выражения. Авторская позиция в художественном тексте. Автор и
рассказчик.
3

Круг рассматриваемых вопросов в тексте. Типовые конструкции для выражения авторской позиции.
Типичные ошибки.
Изобразительно-выразительные средства языка для понятия авторской позиции.
Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции.
Художественно-изобразительные средства языка
Типичные ошибки в определении позиции автора текста.
Аргументация собственной позиции
Типы аргументации в изложении собственной позиции.
Понятие и образ, образ и понятие на основе сходства по смыслу.
Типичные ошибки.
Композиция сочинения и его речевое оформление. Основные средства связи. Между предложениями в
тексте.
Точность и выразительность речи. Речевое оформление. Грамматические ошибки.
Типичные ошибки. Логические ошибки. Фактические ошибки. Рецензирование работ.
Контрольный анализ текста. Творческая работа
Блок 3: Практикум. Творческие работы разной стилевой направленности - 7ч
Художественный стиль речи. Творческая работа
Сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля
Публицистический стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля
Научно-популярный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля
Контрольный анализ текста
Резервный урок

11 класс
(модуль 2).
Введение. 1час
Знакомство с содержанием и типами заданий ЕГЭ - 2018 по русскому языку. Синтаксис.
Блок 4. Синтаксис (2часа)
Словосочетание. Типы связи
Практикум по теме «Словосочетание». Глагольное и именное управление в русском языке
Р\Р. Обучение написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту.
Блок 5. Предложение (9 часов)
Предложение. Синтаксический разбор простого предложения Главные члены предложения. Подлежащее
и способы его выражения. Тире между подлежащим и сказуемым.
Сказуемое и его основные типы. Согласование сказуемого с подлежащим.
Синтаксическая роль инфинитива.
Второстепенные члены предложения. Способы их выражения. Дополнение.
Обстоятельство. Приложение

4

Односоставные предложения. Типы односоставных предложений
Полные и неполные предложения
Контрольная работа 1
(Тест в формате ЕГЭ )
Р\Р.Обучение написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту.
Блок 6 Пунктуация (12 часов)
Пунктуация. Осложнённое предложение. Простое осложнённое предложение. Предложение с
однородными членами.
Подготовка к ЕГЭ с использованием компьютерных программ.
Знаки препинания при однородных членах, соединённых неповторяющимися, повторяющимися и
парными союзами.
Обобщающие слова при однородных членах предложения.
Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку. Обособленные члены предложения. Обособленные и
необособленные определения.
Обособленные члены предложения. Обособленные приложения.
Обособленные обстоятельства и дополнения.
Уточняющие, пояснительные, присоединительные члены предложения
Знаки препинания при сравнительных оборотах.
Знаки препинания при обращениях. Вводные слова и вставные конструкции.
Вводные слова и вставные конструкции.
Прямая и косвенная речь. Несобственно-прямая речь.
Знаки препинания при передаче чужой речи.
Способы передачи чужой речи.
Контрольная работа (тестирование в формате ЕГЭ).
Р\Р Контрольное сочинение-рассуждение №3.
Блок 7. Сложное предложение. (9 часов)
Сложные предложения, знаки препинания в сложносочинённом предложении.
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным.
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Сложные предложения с разными видами связи. Подготовка к ЕГЭ с использованием компьютерных
программ.
Контрольный тест.
Р.\Р Контрольное сочинение-рассуждение №2 по исходному тексту.

5

Тематическое планирование
10 класс.
Содержание

Кол-во
часов

В том числе
развитие речи

Введение. Специфика задания
сочинения

1

Блок1: Основные сведения о тексте

5ч

Блок 2: Основные закономерности
работы с текстом

21 ч

1

Блок 3: Практикум. Творческие работы
разной стилевой направленности

7ч

2

34

3

Зачет

11 класс.
Содержание

Кол-во часов

В том числе
развитие речи

Контрольная работа

Введение. Знакомство с
содержанием

1

Блок 1. Словосочетание

2

1

Блок 2. Предложение

9

1

1

Блок3. Пунктуация

12

1

1

Блок4.Сложное предложение

10

1

1

34

4

3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».