МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Нижегородской области Управление образования, молодежной политики и спорта администрации Пильнинского муниципального округа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Пильнинская средняя школа «Содружество» ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Утверждено Приказом директора от 28.08.2024 г. №31 о.д. Рабочая программа элективного курса "Русский язык: теория и практика" для обучающихся 10-11 классов Планируемые результаты освоения курса Освоение содержания учебного элективного курса «Русский язык: теория и практика» обеспечивает достижение обучающихся следующих результатов: • личностных: - сформированность потребности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; - осознание необходимости постоянно совершенствовать свою речь, свою речевую культуру. - осознание эстетической ценности слова, воспитание эстетического отношения к миру; понимание этики и эстетики. • метапредметных: - умение самостоятельно определять цели учебной и творческой деятельности, составлять планы, учебные алгоритмы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; анализировать свои образовательные приращения, выбирать способы корректировки достигнутых результатов; в ситуациях общения выбирать успешные речевые стратегии. -владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания. - готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; - умение оценивать свою и чужую речь с эстетических и нравственных позиций; - умение выбирать стратегию поведения, позволяющую достичь максимального эффекта. • предметных: - сформированность представлений о языке как знаковой системе, закономерностях его развития, функциях языка; - освоение базовых понятий лингвистики: язык и речь, функции языка, речевая деятельность, речевая ситуация; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; текст, признаки и категории текста; типы и стили речи; литературный язык, нормы литературного языка; основные аспекты культуры речи; устная и письменная форма речи; синонимика русского языка; источники расширения словарного состава современного русского языка; - овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; - владение знаниями о языковой норме, её функциях и вариантах; практическое овладение основными нормами современного литературного языка; К концу обучения обучающийся получит следующие предметные результаты: распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте использовать языковые средства адекватно цели и ситуации речевого общения; - опознавать в предъявленных текстах формы русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго); - создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определённой функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определённых 2 жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчёты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения); - подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа высказывания и в соответствии с типом текста определять тему, проблему и основную мысль текста; - определять лексические и грамматические средства связи предложений в тексте в соответствии с видами связи выделять основные признаки определённого стиля речи; - опознавать в тексте и называть изобразительно-выразительные средства языка; - определять их тип (лексические, синтаксические, фонетические); - определять признаки и структурные элементы текста; - опознавать типы текстов - анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; - выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи; - опознавать лексические и синтаксические средства языка в текстах определённого стиля речи; - опознавать типичные случаи несоблюдения языковых норм; осуществлять речевой самоконтроль. Содержание курса Основное содержание программы Введение. Специфика задания 27 (сочинение) Шкала оценивания заданий с развернутым ответом. Этапы выполнения задания Блок 1: Основные сведения о тексте - 5 ч Как правильно понять исходный текст. Связь предложений в тексте. Виды текста Информативность текста «Расшифровка» информации текста. Роль вступления и заключения в сочинении-рассуждении. Форма вступления. Форма заключения. Блок 2: Основные закономерности работы с текстом - 21 ч Проблема текста. Способы выявления проблемы и ее формулировки. Типы проблем. Способы выявления проблем. Выбор одной проблемы из нескольких. Проблемы в художественных и публицистических текстах. Как сформулировать проблему. Типовые конструкции клише для формулировки проблемы. Типичные ошибки, связанные с пониманием и формулировкой проблемы Комментарий – результат исследования. Типы информации в тексте Построение логической схемы по тексту. Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы. Комментируем проблему исходного текста. Введение цитат в текст сочинения. Позиция автора и способы её выражения. Авторская позиция в художественном тексте. Автор и рассказчик. 3 Круг рассматриваемых вопросов в тексте. Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Типичные ошибки. Изобразительно-выразительные средства языка для понятия авторской позиции. Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции. Художественно-изобразительные средства языка Типичные ошибки в определении позиции автора текста. Аргументация собственной позиции Типы аргументации в изложении собственной позиции. Понятие и образ, образ и понятие на основе сходства по смыслу. Типичные ошибки. Композиция сочинения и его речевое оформление. Основные средства связи. Между предложениями в тексте. Точность и выразительность речи. Речевое оформление. Грамматические ошибки. Типичные ошибки. Логические ошибки. Фактические ошибки. Рецензирование работ. Контрольный анализ текста. Творческая работа Блок 3: Практикум. Творческие работы разной стилевой направленности - 7ч Художественный стиль речи. Творческая работа Сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля Публицистический стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля Научно-популярный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля Контрольный анализ текста Резервный урок 11 класс (модуль 2). Введение. 1час Знакомство с содержанием и типами заданий ЕГЭ - 2018 по русскому языку. Синтаксис. Блок 4. Синтаксис (2часа) Словосочетание. Типы связи Практикум по теме «Словосочетание». Глагольное и именное управление в русском языке Р\Р. Обучение написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту. Блок 5. Предложение (9 часов) Предложение. Синтаксический разбор простого предложения Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения. Тире между подлежащим и сказуемым. Сказуемое и его основные типы. Согласование сказуемого с подлежащим. Синтаксическая роль инфинитива. Второстепенные члены предложения. Способы их выражения. Дополнение. Обстоятельство. Приложение 4 Односоставные предложения. Типы односоставных предложений Полные и неполные предложения Контрольная работа 1 (Тест в формате ЕГЭ ) Р\Р.Обучение написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту. Блок 6 Пунктуация (12 часов) Пунктуация. Осложнённое предложение. Простое осложнённое предложение. Предложение с однородными членами. Подготовка к ЕГЭ с использованием компьютерных программ. Знаки препинания при однородных членах, соединённых неповторяющимися, повторяющимися и парными союзами. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку. Обособленные члены предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные члены предложения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства и дополнения. Уточняющие, пояснительные, присоединительные члены предложения Знаки препинания при сравнительных оборотах. Знаки препинания при обращениях. Вводные слова и вставные конструкции. Вводные слова и вставные конструкции. Прямая и косвенная речь. Несобственно-прямая речь. Знаки препинания при передаче чужой речи. Способы передачи чужой речи. Контрольная работа (тестирование в формате ЕГЭ). Р\Р Контрольное сочинение-рассуждение №3. Блок 7. Сложное предложение. (9 часов) Сложные предложения, знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Сложные предложения с разными видами связи. Подготовка к ЕГЭ с использованием компьютерных программ. Контрольный тест. Р.\Р Контрольное сочинение-рассуждение №2 по исходному тексту. 5 Тематическое планирование 10 класс. Содержание Кол-во часов В том числе развитие речи Введение. Специфика задания сочинения 1 Блок1: Основные сведения о тексте 5ч Блок 2: Основные закономерности работы с текстом 21 ч 1 Блок 3: Практикум. Творческие работы разной стилевой направленности 7ч 2 34 3 Зачет 11 класс. Содержание Кол-во часов В том числе развитие речи Контрольная работа Введение. Знакомство с содержанием 1 Блок 1. Словосочетание 2 1 Блок 2. Предложение 9 1 1 Блок3. Пунктуация 12 1 1 Блок4.Сложное предложение 10 1 1 34 4 3