Финансовая грамотность

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Нижегородской области
Управление образования, молодежной политики и спорта администрации
Пильнинского муниципального округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пильнинская средняя школа «Содружество»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Утверждено
Приказом директора
от 28.08.2024 г. №31 о.д.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Финансовая грамотность»
для обучающихся 5 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с
Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС ООО) и
направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности
подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение к общечеловеческим ценностям.
Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением
широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами
задачи, к решению которых они не всегда готовы.
Данная программа направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие
личности школьников, на их мотивацию к познанию, на приобщение к общечеловеческим
ценностям.
Программа соответствует примерной программе урочной деятельности (основное общее
образование) и требованиям к основным образовательным программам. «Финансовая грамотность»
является основным курсом, реализующим интересы обучающихся в 5 классе в сфере экономики
семьи.
Финансовая грамотность - необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый
рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами,
чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты
плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим
детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно
учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка.
Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы
получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков.
Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой
грамотности учащихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их
практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий
момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за
финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.
Отличительной особенностью программы данного курса является то, что он базируется на системно
- деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно - познавательную
позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также
необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки.
Финансовая грамотность изучается в 5 классе один час в неделю, общий объём составляет 34
часа.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Введение в курс «Финансовая грамотность» (4ч.).
Личное финансовое планирование. Личный бюджет. Семейный бюджет. Доходы семейного
бюджета. Виды доходов семейного бюджета. Источники доходов семейного бюджета. Расходы
семейного бюджета. Виды расходов семейного бюджета. Сбережения. Накопления. Дорогие
покупки. Бюджетный баланс. Дефицит. Профицит. Бюджетная дисциплина. Налоговое поведение.
Контроль расходов.
Доходы и расходы семьи (15ч.).
Деньги и их виды. Функции денег. Платёжные системы. Национальная платёжная система.
Быстрые платежи. Наличные деньги. Безналичные деньги. Валюты. Российский рубль —
национальная валюта. Электронные деньги. Цифровой рубль. Сущность, причины и виды инфляции.
Подушка финансовой безопасности. Благополучие семьи и финансы. Управление личным временем

и финансами. Виды финансовых решений. Альтернативы финансовых решений. Софинасирование
семейных расходов. Стереотипы и потребности. Обмен. Ответственное и разумное потребление.
Осознанное финансовое поведение. Собственность. Имущество и обязательства.
Риски потери денег и имущества, и как человек может от этого защититься (10ч.).
Финансовые риски. Личная ответственность при использовании денег.
Повторение и систематизация учебного материала курса «Финансовой грамотности» 5
класса (5 ч.).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА
«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических проблем
семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление
доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
• проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение,
планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
• умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических
ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об
особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного
взаимопонимания;
• понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её
развитию.
Метапредметные результаты:
Познавательные
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи
и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных
интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и интервью;
• умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации
в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе
диаграммы связей;
• выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег,
доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ
информации о средней заработной плате в регионе проживания, об основных статьях расходов
россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских
услугах для частных лиц, о валютных курсах;
• установление причинно - следственных связей между уплатой налогов и созданием
общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его благосостоянием;
• построение рассуждений - обоснований (от исходных посылок к суждению и
умозаключению);
• умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием интернет калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного налога и НДС,
проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными курсами;
• владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность,
финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая информация, учебный проект в
области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и обществе).
Регулятивные
• анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой
грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы экономики семьи,
экономических отношений в семье и обществе и существующих возможностей;
• самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических
отношений в семье и обществе;

• проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и
умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по
изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их результатов
на основе выработанных критериев;
• применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления и
активизации.
Коммуникативные
• умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам
экономики семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе;
• работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в
совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учёта интересов сторон;
• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
(обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять результаты учебных
проектов в области экономики семьи, исследований экономических отношений в семье и обществе,
формировать портфолио по финансовой грамотности;
• умение использовать информационно - коммуникационные технологии для решения учебных
и практических задач курса «Финансовая грамотность».
Предметные результаты:
• владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар,
услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие,
банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта, валютный курс;
• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег
в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли
государства в экономике семьи;
• использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её
осмысление, проведение простых финансовых расчётов;
• применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики:
знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный
бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых
примерах;
• умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых
примерах;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их
решения;
• расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация
познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Тематическое планирование 5 класс
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Тема урока
всего
Почему важно развивать свою
финансовую грамотность
От чего зависит благосостояние семьи
Учимся оценивать финансовое
поведение людей
Учимся оценивать свое финансовое
поведение
Деньги: что это такое
Учебные мини - проекты «Деньги»
Из чего складываются доходы семьи
Учимся считать семейные доходы
Исследуем доходы семьи
Учебные мини - проекты «Доходы
семьи»

1

Количество часов
Электронные
образовательные
контрольные практически (цифровые)
ресурсы
работы
е работы
www.7budget.ru

1
1

www.7budget.ru
www.7budget.ru

1

http://www.iro.yar.ru

1
1
1
1
1
1

1

Как появляются расходы семьи
Учимся считать семейные расходы
Исследуем расходы семьи
Учебные мини - проекты «Расходы
семьи»
Как сформировать семейный бюджет
Ролевая игра «Семейный совет по
составлению бюджета»

1
1
1
1

1
1

www.rasxodam.net
www.rasxodam.net
www.rasxodam.net
www.rasxodam.net

1
1

1

www.7budget.ru
www.7budget.ru

Учебные мини – проекты «Семейный
бюджет»

1

1
1

www.rasxodam.net
www.rasxodam.net
www.rasxodam.net
www.rasxodam.net
www.rasxodam.net
www.rasxodam.net

www.rasxodam.net

18.

Обобщение результатов изучения
модуля «Доходы и расходы семьи»

Презентация портфолио «Доходы и
расходы семьи»
20.
Почему возникают риски потери денег
и имущества, и как от этого защититься
21.
Что такое страхование и для чего оно
необходимо
22.
Что и как можно страховать
23.
Ролевая игра «Страхование»
24.
Исследуем, что застраховано в семье и
сколько это стоит
25.
Как определить надежность страховых
компаний
26.
Как работает страховая компания
Учебные мини – проекты
27.
«Страхование»
28.
Обобщение результатов изучения
модуля «Риски потери денег и
имущества, и как человек может от
этого защититься»
29.
Презентация портфолио «Риски потери
денег и имущества, и как человек
может от этого защититься»
30.
Повторение и систематизация знаний
31.
Повторение и систематизация знаний
32.
Повторение и систематизация знаний
33.
Повторение и систематизация знаний
34.
Итоговый урок.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
19.

1

http://www.iro.yar.ru

1

вашифинансы.рф

1

1

www.o-strahovanie.ru

1

1

www.o-strahovanie.ru

1
1
1

1

www.o-strahovanie.ru
www.o-strahovanie.ru
www.o-strahovanie.ru

1

1

www.o-strahovanie.ru

1
1

www.o-strahovanie.ru
www.o-strahovanie.ru

1

http://www.iro.yar.ru

1

вашифинансы.рф

1
1
1
1
1
34

www.finagram.com
www.finagram.com
www.finagram.com
www.finagram.com
http://www.iro.yar.ru
10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».